16 | 10 | 2019

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения»

 № 4, 2019 г.

 

 

1. Амелькина, М. С. Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования [Электронный ресурс] / М. С. Амелькина // Управление образованием: теория и практика. – 2019. - № 2(34). – С. 47-59. – Режим доступа: https://www.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/402/373

Аннотация: В постиндустриальном обществе во главу угла поставлен человек, гуманитарные ценности, саморазвитие личности, выбор маршрута индивидуального образования. В свою очередь, в таком типе общества социально-экономическая ситуация диктует свои условия и требования к выпускникам учебных заведений. Для реализации этих требований в систему образования постепенно внедряется компетентностный подход, предпосылки, свойства и принципы которого рассмотрены в этой статье.

2. Бедный, Б. И. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы / Б. И. Бедный, А. А. Миронос, Н. В. Рыбаков // Высшее образование в России. – 2019. - № 8-9. – С. 44-54.

Аннотация: Диверсификация профессиональных траекторий обладателей учёных степеней, обозначившаяся как общемировая тенденция, заставляет по-новому взглянуть на проблему оценки эффективности существующих институций по подготовке научных кадров - аспирантуры в России и системы докторского образования за рубежом - в отношении подготовки профессиональных исследователей и преподавателей высшей школы. В двух статьях, объединённых проблематикой и общим замыслом, последовательно рассматриваются вопросы: как организован сбор и анализ эмпирических данных о подготовке по программам аспирантуры; какова динамика защит диссертаций выпускниками после завершения аспирантских программ; каковы реальные сроки продвижения аспирантов к учёной степени; каков удельный вес выпускников, продолжающих научную карьеру после окончания аспирантской программы? В статье анализируются организационные и методические аспекты информационно-аналитического сопровождения институтов, ответственных за подготовку кадров высшей квалификации в странах Евросоюза, США и России.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

3. Бобриков, В. Н. Педагогические условия реализации рейтинговой системы оценки достижений информационной компетентности студентов инженерных специальностей [Электронный ресурс] / В. Н. Бобриков, О. А. Заплатина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. - № 1(33). – С. 62-68. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-reytingovoy-sistemy-otsenki-dostizheniy-informatsionnoy-kompetentnosti-studentov-inzhenernyh

Аннотация: В статье актуализируется проблема оценки достижений информационной компетентности в рамках высшего инженерного образования. Авторы рассматривают данную проблему через выявление педагогических условий реализации рейтинговой системы оценивания данной компетентности. На современном этапе образовательных трансформаций актуальность вопросов, связанных с разработкой и внедрением в образовательную среду рейтинговых систем оценки достижений студентов технических специальностей, является неоспоримой. В настоящее время важность этой проблемы усиливается еще и тем, что отечественная образовательная система испытывает существенные преобразования, которые связаны с переходом обучающихся на компетентностное обучение. Данные преобразования проецируют пристальное внимание отечественных психолого-педагогических и других смежных наук к решению вопросов независимого оценивания результатов освоения обучающимися основных образовательных программ и этапов освоения компетенций.

4.   Быкова, Н. Н. Интерактивная подготовка преподавателей к проведению вебинаров и видеолекций [Электронный ресурс] / Н. Н. Быкова // Человек и образование. – 2019. - № 1(58). – С. 86-91. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_39272653_67237069.pdf

Аннотация: В статье представлены основные этапы подготовки преподавателей к проведению вебинаров и видеолекций. Подчеркивается важность разработки плана (сценария), и предлагается его шаблон для самостоятельной проработки преподавателем на подготовительном этапе. Такой основательный подход к проведению видеолекции позволяет сделать ее максимально продуктивной с точки зрения передачи учебного материала, интерактивной и динамичной не только для слушателей, но и для преподавателя.

5. Гельман, В. Я. Совершенствование форм контроля успеваемости в вузе [Электронный ресурс] / В. Я. Гельман // Современное образование. – 2019. – № 2. – С. 52 - 57.- Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28364

Аннотация: Предметом исследования является трансформация форм контроля успеваемости студентов вуза в связи с реализацией концепции обучения «самостоятельное изучение – решение - проверка - исправление», В статье проведено исследование особенностей форм контроля знаний, умений и навыков студентов в этих условиях и намечены возможные пути совершенствования этих форм контроля. Особое внимание обращено на возрастание обучающей функции контроля и повышение роли текущего практического контроля в этих условиях, особенно, индивидуального текущего контроля. В качестве методологической основы использованы анализ научных публикаций, экспертная оценка и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при организации контроля успеваемости. В работе определены особенности индивидуального опроса в ходе практических занятий. Выявлена эффективность метода последовательных приближений в обучающей функции текущего контроля.

6. Доступ к диссертациям в НЭБ - шаг в пространство знаний [Электронный ресурс]. - (Острая тема) // Университетская книга. - 2019. - № 7 (сентябрь). - С. 29-31. - Режим доступа: http://www.unkniga.ru/ostraya-tema/9785-dostup-k-dissertatsiyam-v-neb-shag-v-prostranstvo-znaniy.html

Аннотация: О причинах решения открытия бесплатного доступа к диссертациям через Национальную электронную библиотеку (НЭБ) в помещениях библиотек, а также какими будут следующие шаги по реализации проекта обновленной НЭБ.

7. Евстигнеева, Г. А. Развитие проекта Минобрнауки России по информационной поддержке науки и образования (национальная/централизованная подписка) / Г. А. Евстигнеева // Университетская книга. – 2019. – Сентябрь. – С. 36.

Аннотация: О развитии проектов по информационной поддержке науки и образования.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

8. Игнатьев, Владимир Петрович (доктор педагогических наук; доцент). Мониторинг эффективности реализации магистерских программ [Текст] / Игнатьев Владимир Петрович, Варламова Лариса Федоровна. - (Педагогика высшей школы) // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - С. 110-118. - Библиогр.: с. 116 (12 назв.). - Библиогр. в сносках.

Аннотация: Представлен механизм проведения мониторинга эффективности реализации образовательных программ магистратуры.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

9. Кострова, Ю. Б. Коучинг как инновационная образовательная технология [Электронный ресурс] / Ю. Б. Кострова, О. Ю. Шибаршина // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. - № 2(27). – С. 27-32. – Режим доступа: https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/pp_2019_2_27_27_32.pdf

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос применения инновационных образовательных технологий. В условиях модернизации российского образования изменились взгляды на цели, содержание и стиль взаимодействия между педагогами и учащимися. В современном обществе роль учителя, преподавателя трансформируется, что, безусловно, требует пересмотра его компетенций. Авторы анализируют технологию коучинга в аспекте ее успешного применения в процессе преподавания различных дисциплин бакалавриата. Они считают, что использование коучинга открывает новые возможности для совершенствования процесса обучения студентов. Акцентируется внимание на таких видах коучинга, как индивидуальный, командный, организационный коучинг. Обосновывается тезис о том, что при использовании технологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается как в традиционном, так и в электронном обучении.

10. Матвеева, Оксана Александровна (заместитель начальника). Развитие добровольной аккредитации образовательных программ в России [Текст] / Матвеева Оксана Александровна. - (Направления модернизации образования) // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - С. 19-28. - Библиогр.: с. 26 (17 назв.). - Библиогр. в сносках. - ISSN 2071-3762.

Аннотация: Обсуждаются проблемы, возникшие в связи с организацией независимой добровольной аккредитации образовательных программ учреждений высшего образования России. Проведён анализ активности и результатов деятельности российских и зарубежных аккредитующих организаций, а также анализ эффективности национальной системы мониторинга профессионально-общественной аккредитации и Европейского реестра агентств гарантии качества (EQAR).

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

11. Малышонок, Н. Г. На пути к новой модели аспирантуры: опыт совершенствования аспирантских программ в российских вузах [Электронный ресурс] / Н. Г. Малышонок, Е. А. Терентьев // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – С. 8-42. – Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2019/09/16/1541234669/01%20Maloshonok.pdf

Аннотация: Российская аспирантура находится в состоянии переопределения своей цели и организационной модели, что обусловлено как глобальными вызовами, так и вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и нового Положения о присуждении ученых степеней. Переходный пери од в развитии аспирантуры, осложняющийся низкими показателями защит аспирантов и проблемами институционального характера, обостряет актуальность поиска средств совершенствования аспирантуры. На основании интервью с аспирантами и сотрудниками, ответственными за реализацию аспирантских программ, анализируются практики российских университетов, призванные улучшить аспирантскую подготовку.

12. Хованская, Т. В. Использование системы "Антиплагиат" в высшей школе [Электронный ресурс] / Т. В. Хованская, М. Н. Сандирова // Проблемы современного образования. – 2019. - № 3. – С. 51-58. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-sistemy-antiplagiat-v-vysshey-shkole

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования системы «Антиплагиат» в вузе. Авторами проанализировано состояние этой проблемы за рубежом и в России, а также нормативные документы, которыми регулируется необходимость и в некотором смысле порядок использования систем обнаружения заимствований. Выделяются и описываются характерные особенности, возможности и модули системы «Антиплагиат», а также виды заимствования. Особое внимание уделено необходимости дифференцированного подхода к оценке оригинальности научных работ.

13. Ходырева, Н. Г. Оценивание качества знаний студентов в модульно-цикловой системе обучения в вузе [Электронный ресурс] / Н. Г. Ходырева, Л. Г. Устинова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. - № 1(33). – С. 25-33. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenivanie-kachestva-znaniy-studentov-v-modulno-tsiklovoy-sisteme-obucheniya-v-vuze

Аннотация: Повышение качества подготовки специалистов в системе высшего образования во многом зависит от эффективности системы оценивания знаний, умений и компетенций, формируемых в процессе освоения основной образовательной программы. Важнейшей задачей является выбор методов и средств диагностики, которые позволяли бы своевременно выявлять пробелы в усвоении программного материала и оперативно вносить изменения в образовательный процесс с целью его совершенствования. Эта проблема становится еще более актуальной при переходе на новую форму организации образовательного процесса.

14. Эзрох, Ю. С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? [Электронный ресурс] / Ю. С. Эзрох // Образование и наука. – 2019. – № 7. – С. 9-40. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_40081637_93248574.pdf

Аннотация: Преподаватель вуза - главный субъект процесса подготовки будущих специалистов, носитель значительного объема неявного знания, которое в силу объективных причин не может быть формализовано. Для полноценного функционирования высшей школы и ее развития необходимы формирование и поддержка реально работающей системы бесперебойного воспроизводства квалифицированных научно-педагогических кадров. Усугубляющаяся проблема старения профессорско-преподавательского состава (ППС) российских университетов, которая не является изолированной от других имеющихся негативных тенденций, порождает угрозу сокращения общего человеческого потенциала страны. Цель статьи - в рамках продолжения научной дискуссии1 комплексно, всесторонне обсудить кризисную ситуацию, сложившуюся в области кадровых ресурсов высшего образования России, определить ключевые причины кризиса и обозначить возможности его преодоления.

15. Яхтанигова, Ж. М. Электронные образовательные ресурсы в практикоориентированном обучении [Электронный ресурс] / Ж. М. Яхтанигова // Проблемы современного образования. – 2019. - № 2. – С. 188-197. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-v-praktikoorientirovannom-obuchenii

Аннотация: Практико-ориентированное обучение имеет своей главной целью подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности с учетом современных требований к качеству образования, формирование у будущих выпускников не только профессиональных, но также личностных качеств. В решении поставленных задач особое место принадлежит электронным образовательным ресурсам. Их востребованность, прежде всего, связана с недостаточным обеспечением учебного процесса интерактивными материалами, особенно всех видов практики. Для решения данного вопроса на кафедре практического и проектного обучения Белгородского ГАУ были разработаны компьютерные программы, выполняющие функции электронных образовательных ресурсов практико-ориентированного обучения.

 

счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2071610