08 | 12 | 2019

 

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения»

№ 5, 2019 г. 

 

1. Ахметшин, Э. М. Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов [Электронный ресурс] / Э. М. Ахметшин // Современное педагогическое образование. – 2019. - № 9. – С. 4-9. – Режим доступа: http://spo.expert/upload/iblock/d12/%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%E2%84%969%202019.pdf

Аннотация: Студент вуза воспринимается зачастую как объект для обучения и использования педагогических компетенций. Вместе с тем, профессиональная компетенция студентов оценивается не в приложении к адаптации к рынку труда, а только к соответствию определенным педагогическим требованиям. В статье раскрывается необходимость адаптации студентов прежде всего к рынку труда. Авторы предлагают использовать в формировании профессиональной компетенции студентов такие подходы, которые будут адаптированы для рынка труда. Новизна исследования состоит в том, что благодаря предложенной проблематике студент будут более конкурентоспособны на рынке труда и смогут претендовать на более высокие позиции при выборе места работы и заработной платы для начинающего специалиста.

 

2. Бедный, Б. И. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки / Б. И. Бедный, А. А. Миронос, Н. В. Рыбаков // Высшее образование в России. – 2019. - № 10. – С. 9-24.

Аннотация: Управление изменениями в сфере подготовки и аттестации научных кадров предполагает наличие надёжного информационного обеспечения в виде статистических и социологических данных. Существующая в настоящее время система мониторинга деятельности аспирантур не в полной мере отвечает этим требованиям, что затрудняет объективную оценку реализации аспирантурой её главной функции - подготовки научных работников и преподавателей высшей школы. В статье предпринята попытка восполнить эту информационную лакуну на основе анализа созданной авторами базы данных, которая содержит информацию о защитах диссертаций и результатах научной деятельности выпускников аспирантур 2013 г. девяти российских университетов в течение пятилетнего периода после окончания аспирантуры.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

 

3. Быкова, Н. Н. Интерактивная подготовка преподавателей к проведению вебинаров и видеолекций [Электронный ресурс] / Н. Н. Быкова // Человек и образование. – 2019. - № 1(58). – С. 86-91. – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/D/Journal_1_2019.pdf

Аннотация: В статье представлены основные этапы подготовки преподавателей к проведению вебинаров и видеолекций. Подчеркивается важность разработки плана (сценария), и предлагается его шаблон для самостоятельной проработки преподавателем на подготовительном этапе. Такой основательный подход к проведению видеолекции позволяет сделать ее максимально продуктивной с точки зрения передачи учебного материала, интерактивной и динамичной не только для слушателей, но и для преподавателя.

 

4. Васильева, Т. В. Методика преподавания курса «Современные методы статистического анализа» по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» [Электронный ресурс] / Т. В. Васильева // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 10. – С. 26 – 31. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41135740_19251534.pdf

Аннотация: Представлена методика преподавания дисциплины «Современные методы статистического анализа» в магистратуре Дальневосточного федерального университета обучающимся по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры». Показано, что методика основана на реализации компетентностного подхода при опоре на теорию контекстного образования, развиваемую в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого. Охарактеризовано содержание курса, расширенное по сравнению с традиционно рассматриваемыми темами за счет вопросов выявления тенденции во временных рядах, математического обоснования формы тренда и методов измерения устойчивости уровней и тренда динамических рядов и др. Обосновано использование на практических занятиях профессионально ориентированных задач, стимулирующих самостоятельную работу студентов и формирующих у них потребности в профессиональном развитии.

 

5. Вахрушева, Л. Н. Дебаты как форма подготовки студентов к выполнению профессиональных функций [Электронный ресурс] / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. – 2019. - № 4. – С. 44-55. – Режим доступа: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/09/pdf_190404.pdf

Аннотация: Представлены: уточненное определение понятия «дебаты» применительно к сфере образования, детализированный алгоритм подготовки и проведения дебатов со студентами, состоящий из трех этапов: подготовительного, основного (проведение дебатов) и заключительного (обсуждение результатов дебатов). Дана характеристика последовательности и особенностей взаимодействия участников на каждом этапе дебатов: выполнение роли; соблюдение временных рамок, последовательности выступлений, вопросов и ответов на них.

 

6.   Вузовское книгоиздание: новые технологии и вопросы эффективности [Текст] . - (Вузовские издательства) // Университетская книга. - 2019. - № 8 (октябрь). - С. 66-71.

Аннотация: Рассматриваются вопросы о том, как современные технологии могут помочь автору и издателю, какую роль вузовское издательство может сыграть в выстраивании инновационных форм распространения учебного контента, какие существуют модели работы с партнерами и ИТ-сервисами.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

 

7. Головятенко, Т. А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как проблема [Электронный ресурс] / Т. А. Головятенко // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 10. – С. 15 - 19.-

Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41135738_89212472.pdf

Аннотация: Рассмотрена профессиональная компетентность преподавателя вуза как актуальная научная и практическая проблема. Показано, что современные подходы к определению компетентности преподавателя не в полной мере учитывают сложность и многообразие его деятельности. Обращено внимание на то, что недооценка труда научно-педагогических кадров ведет к ухудшению их качественного состава и утечке умов из высшей школы. Сформулированы предложения по расширению горизонта исследования проблемы компетентности преподавателя вузов.

 

8. ДПО: стратегия выживания [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании: информационно-аналитический журнал. – 2019. - № 111. – Режим доступа: https://akvobr.ru/dpo_strategiya_vyzhivaniya.html

Аннотация: В современных условиях система дополнительного профессионального образования становится мощным социально-экономическим инструментом. Для государства и промышленности - это инструмент подготовки, переподготовки и адаптации квалифицированных кадров для новых отраслей и технологически обновляемых производств. Для граждан, в том числе находящихся в условной «зоне риска» (представителей «умирающих» профессий, людей предпенсионного возраста и женщин в декрете), – возможность выстроить карьеру и улучшить личное благосостояние.

 

9. Дубинин, С. Н. К вопросу об ошибках в исследовательских работах студентов / С. Н. Дубинин, Н. Г. Лукьянец [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2019. - № 4. - С. 35-37. - Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%A3%D0%93%D0%9B%D0%A3/Downloads/Jur_4_77Ree%20(2).pdf

Аннотация: В статье освещена проблема недостаточности владения студентами методологическими знаниями научно-исследовательской работы, что отрицательно сказывается на результатах и влечёт за собой наличие ошибок, тем самым снижая результаты научно-исследовательской деятельности студентов. Авторы статьи раскрывают читателям на основе анализа студенческих научных работ основные наиболее часто встречающиеся (типичные) ошибки научного исследования, которые снижают качество научных работ, и выделяют три наиболее распространенные группы ошибок. Проблема, затронутая авторами статьи, требует систематической работы научного руководителя со студентом по формированию методологических знаний.

 

10. Зырянов, В. В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования / В. В. Зырянов // Высшее образование в России. – 2019. - № 10. – С. 25-37.

Аннотация: В контексте обсуждения проблемы формирования компетенций исследователя обоснована актуальность обращения к фигуре научного руководителя. В этой связи показано, что научное руководство - это определяющий элемент научного образования. Рассмотрены задачи, которые стоят перед научным руководителем, качества, которыми он должен обладать для успешного решения этих задач, функции, осуществляемые для их решения, а также условия нормального хода научного руководства и ограничения, препятствующие ему. Среди возможностей и ограничений выделены факторы квалификации научных руководителей, их мотивации, стиль научного руководства. На основе проведённого анализа выявлены проблемы и противоречия в процессе осуществления научного руководства, сформулированы предложения по их преодолению. Статья подготовлена с использованием материалов экспертных интервью

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

 

11. Зятева, О. А. Управление научными показателями вуза: анализ публикационной активности [Электронный ресурс] / О. А. Зятева, Е. А. Питухин // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4. - С. 509-517. – Режим доступа: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/09/pdf_190439.pdf

Аннотация: Работа посвящена исследованию публикационной активности профессорско-преподавательского состава вуза, которая находит отражение в ведущих мировых наукометрических системах. Проведен анализ числа публикаций ППС вуза на примере Петрозаводского государственного университета за период с 2005 по 2018 гг. в изданиях, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования Scopus и Web of Science. Представлены результаты сравнительного анализа двух основных наукометрических показателей – индекса Хирша в системе РИНЦ и числа публикаций, индексируемых в Scopus и Web of Science. Выявлены группы преподавателей, оказывающих максимальное влияние на значения этих показателей, к чему должны стремиться и другие сотрудники. С практической точки зрения, представленные результаты могут быть полезны администрации вуза для оценки текущего состояния научной деятельности, как по конкретному преподавателю, так и по организации в целом.

 

12. На старте учебного года [Текст] . - (Образование) // Университетская книга. - 2019. - № 8 (октябрь). - С. 54-58.

Аннотация: Ректоры ведущих вузов традиционно собрались, для того чтобы подвести итоги приемной кампании, обсудить критерии и факторы выбора вузов и направлений подготовки, особенности современных бакалавриата и магистратуры, приоритеты государства в распределении бюджетных мест и другие интересующие родителей, студентов и общественность вопросы.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202). 

13.   Опыт количественного анализа результатов анкетирования студентов по вопросам качества обучения: методика, модели, перспективы [Электронный ресурс] / Т. И. Гуляева [и др.] // Интеграция образования. – 2019. - № 2(95). – С. 284-302. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/opyt-kolichestvennogo-analiza-rezultatov-anketirovaniya-studentov-po-voprosam-kachestva-obucheniya-metodika-modeli-perspektivy

Аннотация: Актуальность статьи определяется недостаточной научной обоснованностью существующих методик количественного анализа результатов массового анкетирования студентов, что может приводить к ошибочным выводам о качестве получаемых ими образовательных услуг. Авторы впервые применили развиваемый ими вероятностный подход к подготовке данных массового анкетирования студентов для разработки регрессионных и факторных моделей, адекватно отражающих их субъективные суждения по вопросам качества обучения. Цель статьи – оценить эффективность и возможности практического применения авторского подхода к анализу результатов анкетирования студентов методами многомерной статистики.

 

14. Право на самостоятельность. Размышления о первом опыте самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими центрами науки и образования и насущных задачах развития системы научной аттестации в стране [Электронный ресурс] / С. И. Пахомов [и др.] // Высшее образование сегодня. – 2019. - № 8. – С.2 -12. – Режим доступа: http://www.hetoday.org/magazine/2019/archive_08_19.html

Аннотация: Рассматривается ход реализации новой модели научной аттестации. Анализируется деятельность диссертационных советов, созданных высшими учебными заведениями и научными учреждениями, получившими право самостоятельного присуждения ученых степеней. Показаны проблемы, возникшие в деятельности новой модели научной аттестации, сформулированы предложения, направленные на их решение. Особое внимание уделено правовому и организационно-методическому обеспечению работы по самостоятельному присуждению ученых степеней ведущими вузами и научными организациями.

 

15. Тюрина, Л. Г. Товарный дискурс в системе высшего образования и науки [Электронный ресурс] / Л. Г. Тюрина, Г. К. Овчинников // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. - № 6. – С. 10-16. – Режим доступа: https://almavest.ru/ru/archive/2980

Аннотация: Анализируется ситуация, сложившаяся в современной системе высшего образования России в результате проведенных реформ в последние десятилетия. Рассматриваются такие новые процессы, как коммодификация и макдональдизация, которые выступают как способы передачи студентам или любым клиентам образовательных организаций новых знаний, умений, навыков освоения окружающей действительности. Это такие способы или технологии усвоения новых теорий (знаний, навыков и др.), в которых сущность предмета познания может быть соединена с их использованием как потребительских стоимостей.

 

счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2102358