05 | 06 | 2020

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения»

№ 1, 2020 г. 

 

1. Воробьева, А. А. Развитие внутренней системы менеджмента качества образовательной деятельности в вузе: процессно-критериальная технология [Электронный ресурс] / А. А. Воробьева // Высшее образование сегодня. – 2019. - № 11. – С. 2-10. – Режим доступа:  http://www.hetoday.org/magazine/2019/archive_11_19.html

Аннотация: Рассматриваются основные принципы применения процессной и критериальной технологий в управлении качеством применительно к организациям высшего образования. Приведена характеристика методологии описания процессов на основе метода IDEF0. Даны примеры использования этого метода для выделения, описания и построения карт процессов образовательной деятельности вуза. Описаны методы выделения критериев оценки эффективности процесса, включая общую методологию их разработки на примере действующей в Российском университете дружбы народов с 2006 года системы менеджмента качества.

2.   Головятенко, Т. А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как проблема [Электронный ресурс] / Т. А. Головятенко // Высшее образование сегодня. – 2019. - № 10. – С. 15-19. – Режим доступа:  http://www.hetoday.org/magazine/2019/archive_10_19.html

Аннотация: Рассмотрена профессиональная компетентность преподавателя вуза как актуальная научная и практическая проблема. Показано, что современные подходы к определению компетентности преподавателя не в полной мере учитывают сложность и многообразие его деятельности. Обращено внимание на то, что недооценка труда научно-педагогических кадров ведет к ухудшению их качественного состава и утечке умов из высшей школы. Сформулированы предложения по расширению горизонта исследования проблемы компетентности преподавателя вузов.

3. Днепров, С. А. Эргономические аспекты деятельности современного вуза [Электронный ресурс] / С. А. Днепров // Высшее образование сегодня. – 2019. - № 11. – С. 11-15. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41356708_74380929.pdf

Аннотация: Рассмотрены эргономические механизмы функционирования современного вуза. Представлена авторская трактовка сущности педагогической эргономики и ее роли в деятельности современного вуза. На основе системного и комплексного подходов охарактеризованы эргономические аспекты деятельности современного вуза. В рамках структурного и функционального исследования деятельности педагога и обучающегося раскрыта концепция целостной деятельности современного вуза.

4.    Игнатьев, В. П. Эффективный контракт как инструмент достижения ключевых показателей эффективности университета [Электронный ресурс] / В. П. Игнатьев // Управление образованием: теория и практика. – 2019. - № 3(35). – С. 59-71. – Режим доступа: https://www.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/413/378

Аннотация: Статья описывает опыт Северо-Восточного федерального университета по стимулированию трудовой деятельности научно-педагогических работников (НПР) университета посредством эффективного контракта. Показан механизм достижения ключевых показателей эффективности (КПЭ) на всех уровнях управления университетом с активным вовлечением НПР в данный процесс.

5.   Кузнецова, М. В. Мониторинг научно-исследовательской работы студентов в системе гарантии качества образования [Электронный ресурс] / М. В. Кузнецова // Педагогическое образование и наука. – 2019. - № 4. - С. 146-151. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41316717_64730813.pdf

Аннотация: В статье рассматриваются основные компоненты, формы и методологические основы управления научно-исследовательской работой студентов (в том числе самостоятельной). Предлагается включить ряд показателей результативности научно-исследовательской работы студентов в национальный мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования.

6.   Непрерывность университетского образования как ресурс транзитивности регионального университета [Электронный ресурс] / М. В. Богуславский [и др.] // Проблемы современного образования. – 2019. - № 5. – С. 84-95. – Режим доступа: http://www.pmedu.ru/images/2019-5/08.pdf

Аннотация: Обсуждаются факторы непрерывности перехода между уровнями образования бакалавриата и магистратуры как ресурс образовательного транзита учащихся. Этот ресурс транзита студентов должен использоваться для транзитивных изменений регионального университета в ответ на глобальные тренды востребованности «образования на протяжении всей жизни» и возможности снижения интенсивности межрегиональной учебной миграции.

7. Петрова, Н. П. Использование потенциала проектной деятельности в подготовке магистрантов вопросу об ошибках в исследовательских работах студентов / Н. П. Петрова [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2019. - № 5. - С. 78-80. - Режим доступа: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/

Аннотация:  В статье анализируются потенциал и практическое значение использования интерактивных методов обучения в подготовке магистрантов. Рассматриваются особенности и преимущества метода проектов, методология и технология организации проектной деятельности в учебном процессе. Значительное внимание уделяется возможностям применения в проектной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Автор делает вывод о том, что использование в процессе подготовки магистрантов проектной деятельности в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями позволяет достичь высоких образовательных результатов, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в современном информационном обществе.

8.     Романов, Е. В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы [Электронный ресурс] / Е. В. Романов // Образование и наука. – 2019. – № 10. – С. 32-58. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41575557_72456948.pdf

Аннотация: Цели статьи - в рамках дискуссии о совершенствовании методики оценки деятельности высших учебных заведений обсудить существующие и предлагаемые макрорегулятором критерии и показатели данной экспертизы и обосновать их несостоятельность для получения реальной информации об инновационном потенциале университетов и качестве потенциала их выпускников. На основе данных мониторинга эффективности представлены результаты оценки части вузов, признанных центрами инновационного, технологического и социального развития регионов по предложенным Министерством образования и науки показателям.

9.   Российская наука и научная информация: парадоксы эволюции [Текст] . - // Университетская книга. - 2019. - № 9 (ноябрь). - С. 48-53.

Аннотация: Как обстоят дела с финансированием науки в России и за рубежом? Как управлять научными исследованиями и содействовать развитию системы российской научной периодики, расширяя её присутствие в международном пространстве? В чём заключается политика Open Access и какие инструменты открытой науки наиболее востребованы? Каково текущее состояние дел с национальной подпиской и перспективы её поддержки? Обсуждение этих вопросов на международной конференции «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование».

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

10. Рыбакова, Н. А. Модернизация инженерного образования как условие инновационного развития современной России [Электронный ресурс] / Н. А. Рыбакова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. - № 3(28). – С. 83-88. – Режим доступа: https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/pp_2019_3_28_83_88.pdf

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем, существующих в сфере подготовки инженерно-технических кадров в стране. Особое внимание уделено недостаточности взаимодействия производства и учреждений непрерывного образования, снижению престижности профессии инженера, отставанию содержания и форм профессиональной подготовки от современных требований к личности высококвалифицированного специалиста и др. Рассмотрены направления развития инженерного образования и трансформации его в инновационное образование путем специальной организации работы студента на протяжении всей учебы в вузе в комплексных практико-ориентированных коллективах, включения студентов в активную творческую деятельность, обеспечения их массового участия в исследовательской и инженерной работе, создания ориентированных форм обучения.

11.       Сейкетов, А. Ж. Метод чтения нескучных лекций [Электронный ресурс] / А. Ж. Сейкетов // Высшее образование сегодня. – 2019. - № 12. – С. 51-53. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41658559_85505959.pdf

Аннотация: Рассмотрена такая актуальная проблема высшего образования, как низкий уровень заинтересованности студентов в активной работе в ходе лекционных занятий. Отмечается, что это обстоятельство приводит к расхолаживающему эффекту во время лекции, к фактической низкой результативности лекционного процесса. Предложен новый метод проведения лекционных занятий, способствующий решению указанных проблем. Подробно описаны составляющие метода, последовательность предусмотренных им процедур. Приведены практические результаты проведенных экспериментов.

12.   Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство [Текст] / П. А. Жданов [и др.]. - (Интернационализация образования) // Высшее образование в России. - 2019. - № 11. - С. 155-167.

Аннотация: Анализируются меры Российской Федерации по интернационализации и глобализации системы высшего образования, её интеграции в международное научно образовательное пространство.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

13.   Шеметова, Е. Актуальные аспекты вузовского книгоиздания обсудили в Казани [Электронный ресурс] / Е. Шеметова // Университетская книга. – 2019. – № 10 (декабрь). – С. 76. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/premii/9954-aktualnye-problemy-vuzovskogo-knigoizdaniya-obsudili-v-kazani.html

Аннотация: В рамках подведения итогов II Международного отраслевого конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга – 2019: социально-гуманитарные науки» 23–24 октября в Институте бизнес-образования Казанского инновационного университета (КИУ) состоялся круглый стол «Вузовское книгоиздание и оценка эффективности научной деятельности».

Основными темами стали повышение эффективности вузовского книгоиздания, управление издательскими проектами в вузе, правовая охрана интеллектуальной собственности, нормативные и стилистические аспекты деятельности редактора, современный инструментарий научного исследования, современное онлайн-образование.

14. Цифровая среда ведущих университетов мира и рф: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е. В. Бродовская [и др.] // Высшее образование в России. – 2019. - № 12. – С. 9-22.

Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного и типологического анализа открытых данных вебсайтов ведущих российских и зарубежных университетов, выполненного с целью оценки состояния цифровой среды вузов в сферах профориентации абитуриентов, формирования компетенций студентов и сопровождения карьеры выпускников. Приведены эмпирические свидетельства ключевых проблем цифровизации российских университетов: недостаточность развития интерактивных форм онлайн-сопровождения абитуриентов; дефицит цифровых следов учебного процесса, прежде всего - видеозанятий; деперсонализация в процессе цифрового сопровождения обучения; неконкурентоспособность описаний курсов-элективов; дефицит размещения учебных кейсов как основной технологии реализации практико-ориентированных задач; неразвитость интеракции как базового принципа построения онлайн-сопровождения учебного процесса. В качестве перспективы исследования обосновывается необходимость построения модели рейтингования вузов по состоянию их цифрового пространства.

Примечание: полный текст статьи только в читальном зале №2 научной библиотеки УГЛТУ (УЛК-1, к.202).

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2267229