30 | 11 | 2020

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения»

№ 2, 2020 г. 

 

1. Агранович, М. Л. Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение? / М. Л. Агранович . – Текст : электронный // Вопросы образования. – 2019. - № 4. – С. 254-275. – URL : https://vo.hse.ru/data/2019/12/12/1524288933/12%20Agranovich.pdf (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: В статье рассматриваются методические вопросы оценивания образовательных систем. При сопоставительном анализе национальных и региональных образовательных систем такая оценка является важной составляющей информационного обеспечения разработки образовательной политики и ее реализации через программы развития образования. Показано, что современные способы и методы оценивания образовательных систем основаны на внутрисистемных индикаторах, а не на показателях результатов для конечного потребителя, не на внешних по отношению к системе эффектах. Использование именно такого подхода имеет определенные объективные основания. Однако возникает вопрос: насколько полученные оценки отражают результаты образования для конечного пользователя - человека, общества, экономики?

2. Гамукин, В. В. Индивидуальные образовательные маршруты в вузе / В. В. Гамукин. – Текст : электронный // Инженерное образование. – 2019. - № 25. – С. 27-36. – URL : http://aeer.ru/files/io/m25/art_3.pdf (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: В представленной исследовательской статье на основе проведенного анализа состояния практики внедрения индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в высшей школе России сформулированы выводы и предложения по совершенствованию управления этим процессом. В настоящий момент интерес к рассматриваемой образовательной технологии не сопровождается соответствующим теоретическим обоснованием. Исследование проведено с целью восполнение данных пробелов в управленческих моделях вузов. Использованы методы построения иерархии интересов основных субъектов образовательного пространства, а также методы агрегирования данных по элективным курсам вуза - участника проекта повышения конкурентоспособности.

3. Гришмановский, П. В. Практико-ориентированное построение учебной дисциплины с применением электронных образовательных ресурсов / П. В. Гришмановский – Текст : электронный // Инженерное образование. – 2019. - № 25. – С. 37-45. – URL : http://aeer.ru/files/io/m25/IO_2019_25.pdf (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: Статья посвящена вопросам практико-ориентированной трансформации инженерных образовательных программ. Обозначены ключевые проблемы и основные направления трансформации. Предложен ряд решений по трансформации учебной дисциплины с применением электронных образовательных ресурсов. Отмечены полученные на данный момент результаты.

4.    Инициативы открытого доступа: модели перехода, сервисы, требования к журналамТекст : электронный // Университетская книга. – 2019. – № 10 (декабрь). – С. 28. – URL :   http://www.unkniga.ru/vistavki-konferents/10169-initsiativy-otkrytogo-dostupa-modeli-perehoda-servisy.html (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: Каковы ключевые принципы новой модели системы высшего образования и основные характеристики университета 4.0? Каковы эффективные способы поддержки публикационной стратегии современного вуза и повышения уровня аналитико-информационных компетенций пользователей? Как использовать системы обнаружения текстовых заимствований в контексте научной и учебной деятельности? Как формировать кадровый потенциал отрасли и поддерживать профессиональные компетенции библиотечных специалистов в современной информационной и образовательной среде? Эти и другие вопросы стали основными для обсуждения.

5. Казанцев, К. Ю. Высшее образование и наука России на рынке интеллектуальной собственности / К. Ю. Казанцев, С. И. Черных. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2019. - № 12. – С. 53-65. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/56755707  (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: На основе анализа международного опыта показано, что к началу XXI века интеллектуальная собственность как коммерческий продукт является определяющим фактором мирового лидерства. Россия занимает на этом рынке весьма скромное место; результаты интеллектуальной деятельности, имеющие значительный потенциал, не продвигаются на рынке и, следовательно, оказываются неконкурентовозможными и неконкурентоспособными. В статье указывается на необходимость проведения не декларативной, а реальной системной работы в части методов и средств, которые позволяют стимулировать и организовывать создание и продвижение на рынке имеющихся и будущих результатов интеллектуальной деятельности. В заключение авторы предлагают направления работы по развитию рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

6.   Матвеев, С. Ю. Инновационные сервисы, блокчейн, мотивация авторов. На пороге строительства нового рынка / С. Ю. Матвеев. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2020. - № 1 (январь–февраль). – С. 8. – URL : http://www.unkniga.ru/face/10211-sergey-matveev-innovatsionnye-servisy-blokchein-motivatsiya-avtorov.html (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: Интервью с Президентом Федерации интеллектуальной собственности Сергеем Матвеевым об основных трендах в сфере интеллектуальных прав, цифровизации отношений в области интеллектуальной собственности, о правовых аспектах взаимодействия с искусственным интеллектом, патентной активности вузов и проблемах профильного образования, об открытом доступе и моделях монетизации научного знания.

7. Махмутова, М. В. Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза / М. В. Махмутова, Е. И. Сеничева, О. А. Акимова. – Текст : электронный // Открытое образование. - 2019. - № 6. - С. 50-58. - URL :   https://openedu.rea.ru/jour/article/view/697/463 (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: Целью работы является рассмотрение возможности повышения качества и доступности учебно-образовательных ресурсов посредством разработки и применения электронного образовательного ресурса (далее по тексту ЭОР) на примере модуля «Системное проектирование». В статье представлено решение проблемы, которая является значимой при внедрении информационных технологий в образовании. Актуальность проблемы исследования определяется тем, что благодаря использованию интерактивных инструментов в процессе обучения пользователи, как правило, ученик и преподаватель, могут активно взаимодействовать с этими информационными инструментами. Интерактивность предполагает наличие условий для образовательного диалога, один из участников которого является средство информатизации образования.

8.   Нуриева, Л. М. Распределение контрольных цифр приема в вузы: проблемы конкурсного отбора / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев. – Текст : электронный // Образование и наука. – 2019. - № 6. – С. 46-71. - URL : https://www.edscience.ru/jour/article/view/1280 (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: Важным критерием успешности профессиональной подготовки является востребованность выпускников образовательных организаций на рынке труда. Для того чтобы оптимально скоординировать воспроизводство необходимых кадров с нуждами экономики, Министерство образования и науки РФ, опираясь на прогнозы развития регионов, ежегодно устанавливало контрольные цифры приема (КЦП) в вузы. Однако в последние годы процедуры регулирования численности студентов стали осуществляться по результатам межвузовского конкурса: бюджетные места выделяются учебным заведениям исходя из рейтинга их эффективности, т. е. без учета динамики локальных рынков труда. Если аспекты и проблемы согласования КЦП с действительными потребностями в кадровом обеспечении достаточно полно освещены в научных источниках, то новый вариант квотирования бюджетных мест в высшей школе изучен пока фрагментарно.

9.   Тюменцева, Е. Ю. Моделирование уровня экологической культуры студентов вузов с использованием когнитивной методологии / Е. Ю. Тюменцева, С. Х. Мухаметдинова, К. К. Абдуллаев. – Текст : электронный // Перспективы науки и образования : международный электронный научный журнал. – 2019. - № 6(42). – С. 91-103. – URL : https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/12/pdf_190608.pdf (дата обращения: 13.02.2020).

Аннотация: Проблема исследования состоит в необходимости разрешить противоречие между постоянно усугубляющимися экологическими проблемами современной России и отсутствием эффективной системы формирования экологической культуры у студентов вузов – будущих руководителей различного уровня, предпринимателей, преподавателей и т.д., которые в недалеком будущем будут определять экономическую и экологическую политику государства. Цель исследования - прогнозирование степени влияния различных взаимосвязанных факторов на уровень сформированности экологической культуры у студентов вузов с использованием когнитивной методологии и проектирование соответствующей продуктивной системы организации деятельности вузов.

10. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Т. Э. Петрова [и др.]. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2019. - № 12. – С. 9-22. - URL:   https://dlib.eastview.com/browse/doc/56755704 (дата обращения : 13.02.2020).

Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного и типологического анализа открытых данных вебсайтов ведущих российских и зарубежных университетов, выполненного с целью оценки состояния цифровой среды вузов в сферах профориентации абитуриентов, формирования компетенций студентов и сопровождения карьеры выпускников. Приведены эмпирические свидетельства ключевых проблем цифровизации российских университетов: недостаточность развития интерактивных форм онлайн-сопровождения абитуриентов; дефицит цифровых следов учебного процесса, прежде всего– видеозанятий; деперсонализация в процессе цифрового сопровождения обучения; неконкурентоспособность описаний курсов-элективов; дефицит размещения учебных кейсов как основной технологии реализации практико-ориентированных задач; неразвитость интеракции как базового принципа построения онлайн-сопровождения учебного процесса. В качестве перспективы исследования обосновывается необходимость построения модели рейтингования вузов по состоянию их цифрового пространства.

11.     Шабанов, Г. А. Цифровизация вуза: реальность и ожидание / Г. А. Шабанов, Д. В. Растягаев. – Текст электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 1. – С. 2-7. – URL: http://hetoday.org/magazine/2020/archive_01_20.html (дата обращения : 13.02.2020).

Аннотация: Рассматриваются основные проблемы цифровизации высшего образования, а также перспективные направления повышения эффективности цифровых технологий, связанные с созданием и развитием единой модели цифровой образовательной среды, объединяющей все уровни образования.

12.   Шеметова, Е. Актуальные аспекты вузовского книгоиздания обсудили в Казани [Электронный ресурс] / Е. Шеметова // Университетская книга. – 2019. – № 10 (декабрь). – С. 76. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/premii/9954-aktualnye-problemy-vuzovskogo-knigoizdaniya-obsudili-v-kazani.html

Аннотация: В рамках подведения итогов II Международного отраслевого конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга – 2019: социально-гуманитарные науки» 23–24 октября в Институте бизнес-образования Казанского инновационного университета (КИУ) состоялся круглый стол «Вузовское книгоиздание и оценка эффективности научной деятельности».

Основными темами стали повышение эффективности вузовского книгоиздания, управление издательскими проектами в вузе, правовая охрана интеллектуальной собственности, нормативные и стилистические аспекты деятельности редактора, современный инструментарий научного исследования, современное онлайн-образование.

13. Хуторской, А. В. Структура и содержание компетентностного учебника для вуза / А. В. Хуторской. - Текст : электронный // Высшее образование сегодня. - 2020. - №1. - С. 8-13. - URL : http://hetoday.org/magazine/2020/archive_01_20.html (дата обращения : 13.02.2020).

Аннотация: На примере авторских учебников по педагогике и дидактике рассматриваются компоненты компетентностно ориентированного учебника для вуза. Технология создания учебника разработана с позиций научной школы человекосообразного образования.

14.   Чотчаева, З. А. Реализация управленческих воздействий на студентов в условиях высшего образования / З. А. Чотчаева, Ю. В. Сорокопуд. – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6(79). – С. 163-165. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-upravlencheskih-vozdeystviy-na-studentov-v-usloviyah-vysshego-obrazovaniya (дата обращения : 13.02.2020).

Аннотация: В статье говорится о том, что современный преподаватель должен эффективно управлять деятельностью студентов. Управление учебной деятельностью студентов является необходимой формой взаимодействия преподавателя и студента. Управление не препятствует свободе общения, не приводит к боязни ошибиться, но это происходит лишь в том случае, если преподаватель и студент взаимодействуют как равноправные партнёры общения. В процессе управления учебной деятельностью необходимо оказывать студентам различные виды поддержки: педагогическую, психологическую, социальную, правовую, валеологическую. Содержание работы по оказанию поддержки рассмотрено в данной статье.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2483227