30 | 11 | 2020

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения»

№ 3/4, 2020 г.  

 

1. Горшкова, О. О. Программно-целевая система управления качеством технического образования в процессе исследовательской подготовки студентов / О. О. Горшкова. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 2. – С. 16-20. – URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42410259_16171243.pdf (дата обращения: 23.02.2020).

Аннотация: Обоснована необходимость реализации программно-целевого подхода к управлению качеством образования. Определены условия и этапы перехода на программно-целевую систему управления. Рассмотрен процесс формирования развивающей образовательной среды технического вуза в процессе реализации программно-целевой системы управления качеством образования.

2. Дрондин, А. А. Независимая оценка качества российского высшего образования: зачем она нужна и что можно улучшить / А. А. Дрондин. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 2. – С. 41-48. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/58278998  (дата обращения: 23.04.2020).

Аннотация: Необходимым условием совершенствования оценки качества высшего образования является выстраивание эффективного взаимодействия всех стейкхолдеров рынка образовательных услуг, что, в свою очередь, обусловливает высокую актуальность изучения теории и практики независимой оценки качества высшего образования. Это основная цель данной публикации, которая является результатом исследования в области независимой оценки и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

3.     Залесский, М. Л. Педагогические возможности электронного тестирования / М. Л. Залесский. – Текст : электронный // Образовательные технологии. – 2019. - № 4. – С. 81-91. - URL: http://www.iedtech.ru/files/journal/2019/4/4_2019_81-91.pdf (дата обращения : 20.04.2020).

Аннотация: В статье рассматриваются три основные функции электронного тестирования студентов. В качестве примера анализируется построение и включение в учебный процесс системы электронного тестирования на базе виртуальной обучающей среды Moodle.

4.  Коршунова, О. В. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода / О. В. Коршунова, М. Ш. Ракипорва. – Текст : электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 1(43). – С. 24-38. - URL:   https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/02/pdf_200102.pdf (дата обращения : 20.04.2020).

Аннотация: Одним из требований к высшему образованию России является осуществление перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования. Как следствие, необходимы новые подходы к оцениванию и контролю образовательных достижений студентов вузов. Востребованным сегодня становится праксеологический подход к оцениванию с позиций «правильности» выполнения оценочных процедур, их целесообразности, рациональности, эффективности, научной обоснованности. Цель статьи заключается в постановке проблемы оценивания образовательных достижений студентов вуза в контексте праксеологического подхода; представлении результатов анализа эмпирических данных по применению традиционных и инновационных форматов оценивания образовательных достижений студентов.

5.    Красинская, Л. Ф. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? / Л. Ф. Красинская, А. С. Климова. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 3. – С. 24-36. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/58278977  (дата обращения: 22.04.2020).

Аннотация: В настоящее время ожидается реформа аспирантуры, нацеленная на усиление научной подготовки аспирантов и увеличение количества защит диссертаций. Планируется, что образовательный процесс будет осуществляться в соответствии с Федеральными государственными требованиями, а в качестве выпускной квалификационной работы представляться полноценная диссертация с перспективой её последующей защиты в диссертационном совете. Также отменяется государственная аккредитация образовательной деятельности по программам аспирантуры. В статье обсуждается вопрос, насколько вузы готовы к этим нововведениям, и приводятся результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения аспирантов и их научных руководителей к образовательному процессу в аспирантуре.

6.   Краснов, С. В. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации / С. В. Краснов, С. В. Калмыкова, С. А. Краснова. – Текст : электронный // Проблемы современного образования. – 2020. - № 1. - – С. 89-101. -

URL : http://www.pmedu.ru/images/2020-1/89101.pdf (дата обращения: 22.04.2020).

Аннотация: Основная тенденция сегодняшнего дня – цифровая трансформация – не может не оказывать существенного влияния на образование. Внедрение массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в образовательный процесс стало естественным откликом вузов на современные тренды. В статье приводится краткий анализ внедрения MOOК в России и в мире. В Санкт-Петербургском политехническом университете ведется активная разработка массовых открытых онлайн-курсов, которые могут использоваться в образовательном процессе любого вуза и активно используются в самом университете.

7. Лукашенко, М. А. Тайм-менеджмент: стратегия подготовки студентов к сессии без авралов / М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 2. – С. 63-73. – URL :   https://dlib.eastview.com/browse/doc/58279000    (дата обращения: 23.04.2020).

Аннотация: Сегодня практически все студенты, получающие высшее образование, вынуждены параллельно заниматься зарабатыванием денег, на что уходит основная часть их времени. В подобных условиях на подготовку к занятиям и в особенности к экзаменационной сессии остаётся очень мало времени. К тому же многие склонны переоценивать его количество и нереалистично планируют время на подготовку к экзаменам, что неизбежно сказывается на качестве образования. Проблема оптимизации подготовки студентов к экзаменационной сессии приобретает всё большую теоретическую и практическую значимость. Цель работы – выявить, насколько возможно с помощью практико-ориентированного обучения студентов инструментарию тайм-менеджмента в режиме learning by doing повысить эффективность их подготовки к занятиям и экзаменационной сессии.

8. Результативность деятельности организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней / С. И. Пахомов, И. М. Мацкевич, В. А. Гуртов [и др.]. – Текст : электронный // Интеграция образования. – 2020. - № 1(98). – С. 111-143. - URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42539165_11887948.pdf (дата обращения: 23.02.2020).

Аннотация: В рамках реализации принципов Болонского процесса российским правительством с 1 сентября 2016 г. введена практика предоставления права ведущим образовательным и научным организациям самостоятельного присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук, по аналогии с системой, существующей в университетах стран Организации экономического сотрудничества и развития. В настоящее время 27 образовательных и научных организаций получили и реализуют это право, однако проблемным вопросом является оценка результативности их деятельности. Цель настоящего исследования - провести анализ первых результатов деятельности диссертационных советов вышеназванных научных и образовательных организаций, а также сопоставить их с показателями результативности классических советов, созданных приказом Минобрнауки России. Объект исследования - диссертационные советы научных и образовательных организаций высшего образования.

9.   Сенашенко, В. С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии / В. С. Сенашенко. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 3. – С. 58-73. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/58278979 (дата обращения : 20.02.2020).

Аннотация: В статье обсуждаются проблемы совершенствования российской аспирантуры, цели и задачи подготовки аспирантов. Рассматриваются особенности реформирования отечественной аспирантуры, общие и специфические принципы её функционирования. Подчёркивается узкоспециальная направленность образовательной составляющей подготовки аспирантов. Делается акцент на необходимости её реструктуризации с целью углубления обучения аспирантов началам профессии исследователя. На основе проведённого анализа обращается внимание на востребованность вариативной аспирантуры с ориентацией структуры и содержания подготовки аспирантов на различные виды профессиональной занятости выпускников. Предложена двухуровневая модель аспирантуры.

10.   Соловьев, В. П. Ориентация на потребителя как принцип высшего образования / В. П. Соловьев, Т. А. Перескокова. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 4. – С. 2-8. – URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42619250_66592996.pdf (дата обращения : 20.02.2020).

Аннотация: Рассмотрены ключевые аспекты внедрения концепции качества в высших учебных заведениях. Показана целесообразность поддержки баланса интересов всех заинтересованных сторон в сфере высшего образования. Рассмотрена взаимосвязь учебных дисциплин с позиции «поставщик - потребитель». Предложен метод оптимизации рабочих программ учебных дисциплин на основе анализа логических связей их содержания. Приведен пример вовлечения преподавателей, ведущих занятия по специальности, в интегрированный объединяющий всех процесс.

11. Создание онлайн-дисциплин. Инструкция по применению. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2020. - № 3 (апрель). – С. 18. - URL : http://www.unkniga.ru/vishee/10491-sozdanie-online-distsiiplin-instruktsiya-po-primeneniyu.html (дата обращения : 22.04.2020).

Аннотация: В марте 2020 г. Всемирная организация здравоохранения заявила, что ситуация с коронавирусной инфекцией может быть охарактеризована как пандемия. В связи с этим были приняты вынужденные меры предосторожности. Министерство науки и высшего образования РФ предложило перевести студентов на дистанционное обучение. Организовать его вне места нахождения вузов было рекомендовано с 16 марта. Для этого планируется использовать онлайн-курсы и дистанционные образовательные технологии. Вузам поручено обеспечить реализацию образовательных программ в полном объёме.

Основная цель - обеспечить стандартное качество при создании онлайн-дисциплин. Выделены шесть основных шагов, которые должны быть при этом реализованы.

12.     Терентьев, Е. А. Зачем сегодня идут в аспирантуру / Е. А. Терентьев,

Н. В. Рыбаков, Б. И. Бедный. – Текст : электронный // Вопросы образования. – 2020. - № 1. – С. 40-69. - URL : https://vo.hse.ru/data/2020/04/09/1554549841/Terentev.pdf (дата обращения : 20.04.2020).

Аннотация: Аспирантское образование сегодня переживает существенные трансформации как в  России, так и  за  рубежом. К  основным трендам в  этой области относятся ориентация на  широкий рынок интеллектуального труда, выходящий за рамки академической сферы. На данных интервью с аспирантами и их научными руководителями, а также опроса аспирантов шести российских университетов рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней и дается оценка их распространенности.

13. Тихонова, О. В. Особенности организации педагогической поддержки студентов при прохождении онлайн курса в рамках внеаудиторной самостоятельной работы / О. В. Тихонова, О. А. Чихачева, Н. В. Гречушкина. – Текст : электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 1(43). – С. 57-71. - URL:   https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/02/pdf_200104.pdf (дата обращения : 20.04.2020).

Аннотация: Актуальность изучения проблемы обусловлена повышением роли и значимости самостоятельной работы в структуре учебной деятельности обучающихся, а также процессом информатизации современных вузов. В этом контексте педагогические условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием онлайн курсов представляют практический интерес и определяют цель данного исследования.

14.   Хованская, Т. В. Методические подходы к формированию навыка подготовки оригинальных текстов у студентов при написании учебных работ / Т. В. Хованская. – Текст : электронный // Проблемы современного образования. – 2020. - № 1. – С. 258-263. - URL : http://pmedu.ru/images/2020-1/258263.pdf (дата обращения : 23.02.2020).

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обнаружения заимствований в выпускных квалификационных работах. Автором проанализировано состояние этой проблемы в Российских вузах, а также предложена методика поэтапного формирования у студентов навыка подготовки оригинальных текстов. Рассматриваются письменные студенческие работы, выделяются их характерные особенности, дающие возможность обучать студентов знаниям и умениям подготовки уникальных работ. Особое внимание уделено необходимости дифференцированного подхода к оценке оригинальности учебных студенческих работ.

15. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения / Д. З. Ахметова, Т. С. Артюхина, М. Р. Бикбаева [и др.]. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. – № 2. – С. 141-150. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/58279008 (дата обращения : 23.02.2020).

Аннотация: Цель статьи – изложить актуальные вопросы цифровизации образования, а в этой рамке – использование её возможностей в контексте инклюзивного образования. Проведён анализ последствий внедрения в образовательную среду цифровых технологий, их достоинств и рисков. Рассмотрены точки соприкосновения инклюзивного подхода и использования цифровых технологий в обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью. В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических компетенций педагогов, востребованных в процессе инклюзивного образования. По материалам проведённого авторами исследования изучена сформированность психолого-педагогических и информационно-коммуникационных компетенций у педагогов. Показаны подходы к организации повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2483165