24 | 09 | 2020

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения»

№ 6, 2020 г. 

 

1. Баловцев, С. В. Онлайн-курсы в обеспечении образовательного процесса в условиях режима повышенной готовности / С. В. Баловцев, А. М. Меркулова, Т. И. Овчинникова. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 8. – С. 8-11. – URL : http://hetoday.org/magazine/2020/archive_08_20.html (дата обращения: 9.09.2020).

Аннотация: Рассматриваются актуальные аспекты разработки и использования онлайн-курсов при подготовке кадров в высшей школе. Представлен реализуемый в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» подход к интеграции онлайн-курсов с традиционным содержанием, формами и методами обучения. Показана роль онлайн-курсов как инструментов дистанционной организации учебного процесса в режиме повышенной готовности, связанных с коронавирусной инфекцией.

 

2. Бекова, С. К. Академическое самоубийство: сценарии отсева в российской аспирантуре / С. К. Бекова. – Текст : электронный // Вопросы образования. – 2020. - № 2. – С. 87-103. – URL : https://vo.hse.ru/data/2020/06/16/1604940763/Bekova.pdf  (дата обращения: 9.09.2020).

Аннотация: Отсев из аспирантуры - одна из самых обсуждаемых сегодня проблем в высшем образовании. Исследований на эту тему в России мало, по большей части они являются прикладными и не предлагают теоретических подходов к изучению отсева из аспирантуры. Наиболее распространенный в западных исследованиях теоретический подход к анализу отсева из университета - концепция академического самоубийства В. Тинто, которая базируется на теории Э. Дюркгейма. В данной работе автор предлагает комплексное использование подхода Э. Дюркгейма, демонстрируя возможности применения всей типологии для анализа сценариев отсева из аспирантуры. На базе интервью с аспирантами, не дошедшими до защиты диссертации, выделяются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются респонденты, и предложены рекомендации для вузовской аспирантуры по преодолению проблемы отсева.

 

3.     Бордовская, Н. В. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) / Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина, Н. А. Бочкина. - Текст : электронный // Образование и наука. – 2020. - № 6. – С. 137-175. - URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=43795224 (дата обращения : 9.09.2020).

Аннотация: Интерес ученых и практиков к отбору, проектированию, внедрению и оценке эффективности образовательных технологий в вузе подтверждается увеличением числа публикаций, в которых предлагаются самые разнообразные точки зрения на их использование в образовательном процессе, образовательной коммуникации и профессионально-личностном развитии студентов. Поиск самых эффективных средств подготовки специалистов нового поколения для научно-технологического прорыва России усилил значимость системной научной информации о современных образовательных технологиях, применяемых в высшей школе.

 

4.   Гаранин, М. А. Система поддержки принятия управленческих решений в университете на примере группы процессов "наука и инновации" / М. А. Гаранин, Д. Г. Сандлер. – Текст : электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 3(45). – С. 527-543. - URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=43776081 (дата обращения : 9.09.2020).

Аннотация: Одной из основных сфер деятельности современного университета является группа процессов, связанных с научными исследованиями и инновациями. Концепция «Университет 4.0», согласно которой современный вуз - это центр пространства внедрения инноваций и развития территорий, предусматривает повышенные требования к качеству менеджмента университета. На основе методов моделирования, анализа, синтеза исследована существующая система поддержки принятия управленческих решений в вузе. В ходе исследования разработана комплексная система поддержки принятия управленческих решений при управлении бизнес-процессом «Наука и инновации», включающая модель управления университетом с разделением процедур управления и администрирования, методику оценки экономической эффективности инновационных проектов, информационную систему поддержки принятия управленческих решений.

 

5. Глотова, А. В. Онлайн-доска как средство организации групповой работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения / А. В. Глотова. – Текст : электронный // Открытое образование. – 2020. - № 3. – С. 56-66. - URL :   https://elibrary.ru/item.asp?id=43864765   (дата обращения: 10.09.2020).

Аннотация: Целью исследования является анализ возможностей и обоснование использования веб-сервисов онлайн-досок в качестве мультимедийного средства обучения и организации групповой работы студентов на занятии по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения. Актуальность исследования обусловлена дидактическими сложностями и проблемными вопросами методического сопровождения образовательного процесса в контексте общего перехода высших учебных заведений РФ в формат электронного обучения.

 

6. Демина, О. А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов / О. А. Демина, И. А. Тепленева. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 7. – С. 156-167. – URL : https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2346/1544  (дата обращения: 9.09.2020).

Аннотация: В статье рассматривается проблема перехода вузовского образования к современной форме организации учебного процесса под названием «смешанное обучение». Целью работы является рассмотрение процесса трансформации методического мышления преподавателей как необходимого условия создания и совершенствования новой образовательной среды для студентов. В работе описаны существующие в настоящее время возможности реализации образовательного процесса, в котором студент выступает в качестве субъекта, создающего индивидуальную траекторию своего образования. Авторы рассмотрели пути изменения методического мышления преподавателей вузов, ориентированного на продуктивное смешанное обучение в вузе.

 

7.   Иванов, Д. Ю. Исследование динамики некоторых показателей рынка «платных» научных публикаций / Д. Ю. Иванов, П. А. Дмитриев. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 7. – С. 75-79. - URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2335/1534 (дата обращения : 9.09.2020).

Аннотация: В Целью данной научной статьи является исследование динамики некоторых показателей рынка «платных» публикаций. Авторы исследуют публикации российских учёных, данные Google Trends по запросам, характеризующим динамику рынка, данные студенческих журналов, выпускаемых топ-площадками, предлагающими услуги по платным публикациям.

Основным методом исследования является контент-анализ данных с использованием автоматизированных средств пакета MS Office и среды VBA. Авторы отмечают, что спрос и предложение на рынке «платных» публикаций формируются под воздействием государственной политики в области рейтингования вузов, стимулирования учёных и студентов. Авторы констатируют устойчивый рост рынка «платных» публикаций, отмечают, что ряд мер не работает или вовсе может негативно сказываться на развитии российской науки. Авторы обсуждают возможные варианты исправления сложившейся ситуации, соглашаясь с позицией одних учёных и возражая другим.

 

8. Морозов, А. В. Особенности электронного образования в условиях цифровизации / А. В. Морозов, Л. Н. Самборская. – Текст : электронный // Управление образованием: теория и практика. – 2020. - № 2(38). – С. 62-68. - URL :   https://elibrary.ru/item.asp?id=43080626   (дата обращения: 10.09.2020).

Аннотация: В статье рассматриваются особенности реализуемого в современной системе образования электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в условиях происходящей в обществе и во всем мире цифровизации; особый акцент делается на анализе результатов использования цифровой образовательной среды в условиях пандемии, вызванной COVID-19, а также на особенностях работы с цифровой информацией в новых условиях и происходящих, в этой связи, личностных изменениях у субъектов образовательного процесса.

 

9.   Назаров, А. В. Дистанционное образование: испытание на прочность / А. В. Назаров. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 8. - – С. 2-7. -

URL : http://hetoday.org/magazine/2020/archive_08_20.html (дата обращения: 8.09.2020).

Аннотация: Рассматривается развитие дистанционных образовательных технологий в отечественной высшей школе с 1990-х годов по настоящее время. Отмечаются успехи и трудности на этом пути. Анализируется практика использования дистанционных образовательных технологий в условиях перехода вузов на удаленное обучение. Показано, что в критической ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции, эти образовательные технологии успешно прошли основательную проверку на прочность, подтвердили право на широкое применение в высшей школе. Не придавая дистанционным образовательным технологиям универсального значения, предлагается более целенаправленно заниматься решением проблем, обеспечивающим полноценное использование их преимуществ.

 

10. Национальный проект «образование». – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 7 (июль). – URL :   https://vestnik.edu.ru/national-project?release=17   (дата обращения: 8.09.2020).

Аннотация: Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 

11. О конкурсе 2020 года на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы / Российская академия наук. – Текст : электронный // Поиск. – 2020. - № 32-33. – С. 11. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/61319274 (дата обращения: 9.09.2020).

Аннотация: Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы.

 

12.   Сахарчук, Е. И. Функциональная характеристика системы оценочных средств в условиях реализации модульных образовательных программ вуза / Е. И. Сахарчук, Е. А. Байкина. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - № 6. – С. 83-91. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/60479002 (дата обращения : 10.09.2020).

Аннотация: Цель исследования – изучение функциональных характеристик системы оценочных средств в структуре компетентностно-ориентированной образовательной программы модульной архитектуры.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы преподавателями вузов в качестве ориентира при проектировании собственной модели системы оценочных средств в условиях перехода к модульному построению образовательных программ, что в целом инициирует изменения в области контрольно-оценочной деятельности, осуществляя переход к инновационным моделям оценки результатов образования.

 

13.   Сетевая электронная библиотека - новый формат открытого доступа : интервью с генеральным директором издательства «Лань» Александром Никифоровым. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2020. - № 7 (сентябрь). – С. 62. - URL : http://www.unkniga.ru/innovation/tehnology/11198-setevaya-biblioteka-noviy-format-otkrytogo-dostupa.html (дата обращения : 10.09.2020).

Аннотация: Движение открытого доступа в нашей стране представлено в основном университетскими репозиториями, определённые модели существуют в рамках проекта Национальной электронной библиотеки, научно-образовательных центров мирового уровня, локальных библиотечных объединений, но вот, чтобы оператором интеграции выступала коммерческая компания, такого ещё не было. Об особенностях, преимуществах, перспективах и подводных камнях реализации проекта «Сетевая электронная библиотека» беседа с генеральным директором издательства «Лань» Александром Никифоровым.

 

14. Спасательный круг: дистант как срочная цифровая помощь. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2020. - № 6 (июль-август). – С. 54. - URL : http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/11169-spasatelniy-krug-distant-kak-srochnaya-tsifrovaya-pomosch.html(дата обращения : 10.09.2020).

Аннотация: В условиях пандемии Минобрнауки России рекомендовало перевести студентов на дистанционное обучение, поручив вузам обеспечить реализацию образовательных программ в полном объёме. Исполнение указаний ведомства сразу обнажило серьёзные проблемы в отношении информационной инфраструктуры вузов, наличия качественного контента, готовности преподавателей оперативно перейти на онлайн-обучение. Большинству из них понадобилась срочная цифровая помощь.

 

15. Технологические ресурсы современного высшего образования / Н. А. Асташова, С. Л. Мельников, А. П. Тонких, В. Л. Камынин. – Текст : электронный // Образование и нука. – 2020. - № 6. – С. 74-101. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43795222 (дата обращения : 9.09.2020).

Аннотация: Цель статьи - представить и проанализировать технологические ресурсы высшего образования, раскрыв образовательный потенциал проектного обучения, смарт-технологий и событийной педагогики. Методологической базой работы являлись гуманистический, системный и деятельностный подходы, отражающие суть развития образования в настоящее время. В качестве основных методов использовались анализ и обобщение теории и практики интерактивных технологий, находящихся в поле внимания зарубежных и российских ученых.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2373585