17 | 01 | 2021

Уральский государственный лесотехнический университет
Научная библиотека
Рекомендательный список литературы
«Высшее образование в России: проблемы и решения»
№ 7, 2020 г.

1. Авдеева, Н. В. Содействие проекта "АНТИПЛАГИАТ.РГБ" повышению уровня Российского образования и науки / Н. В. Авдеева, И. В. Сусь. – Текст: электронный // Открытое образование. – 2020. – Т.24. - № 4. – С. 41-46. –URL : https://openedu.rea.ru/jour/article/view/753/489  (дата обращения: 19.11.2020).
Аннотация: В настоящее время проблема плагиата довольно ощутимо затрагивает научную и образовательную сферы, поэтому специалистами РГБ регулярно проводятся исследования в этой области, и по результатам готовится к публикации серия статей. Цель: В данной статье освещаются ключевые вопросы, связанные с использованием цифровой коллекции диссертаций и авторефератов РГБ и системы «Антиплагиат.РГБ» с целью экспертной проверки и обнаружения некорректных заимствований в научных трудах. Обосновывается необходимость расширения сферы проверок за счет привлечения более широкого круга исследований научных и образовательных организаций. Материалы и методы: На материале результатов проведенных в Российской государственной библиотеке проверок научных текстов на предмет наличия заимствований и обзора иноязычных публикаций по данной тематике, статья предлагает систематизацию общих типов выявляемых совпадений, анализирует причины их появления в академических трудах и представляет прогноз развития российского образования и науки в свете борьбы с плагиатом и привлечения внимания научного сообщества к этой проблеме, а также создания атмосферы нетерпимости к этому явлению.

2. Голубева, Е. А. Управление моделью сетового взаимодействия в профессиональной образовательной организации / Е. А. Голубева, М. В. Смагина, Н. А. Шобонов. – Текст: электронный // Управление образованием: теория и практика. – 2020. - № 3(39). – С. 89-97. – URL: https://old.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/459/426  (дата обращения: 30.11.2020).
Аннотация: Работа посвящена изучению вопросов сетевого взаимодействия в профессиональной образовательной организации. Описан опыт организации сетевой модели взаимодействия в малом городе Павлово Нижегородской области, участниками которого стали Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе (центральное звено модели), а также образовательные учреждения, организации и предприятия города. Изучены преимущества использования сетевых структур. Авторами проанализированы организационные и правовые условия осуществления в рамках отрасли государственного образования. Показано, что существующая нормативно-правовая база позволяет создавать практически любые конструкции, которые носят название сетевых. Применение разработанной модели сетевого образования расширяет традиционное взаимодействие между субъектами образовательного процесса и определяет формирование непрерывных комплексов, которые могут затрагивать как учебные вузы, школы, так и среднее образование. Особое место отводится участию научно-исследовательских учреждений как флагманов разработки новых технологий и их практического применения.
 
3. Грунт, Е. В. Дисанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы Российскому высшему образованию / Е. В Грунт, Е. А. Беляева, С Лисситса.– Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 5(47). – С. 45-58. - URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/10/pdf_200503.pdf  (дата обращения: 30.11.2020).
Аннотация: COVID-19 явился катализатором многих процессов, активно развивающихся в предыдущий период, в том числе, и дальнейшего внедрения дистанционного образования в российские высшие учебные заведения. Российская высшая школа столкнулась с новыми вызовами, обусловленными тотальным переходом на дистанционное обучение в условиях пандемии. В марте-мае 2020 года было проведено социологическое исследование в ряде вузов г. Екатеринбурга, г. Челябинска, г. Москвы. Цель исследования заключалась в определении основных вызовов, с которыми столкнулись вузы во время пандемии, и перспектив дальнейшего развития дистанционного образования в российской высшей школе. Исследование позволило выявить вызовы, с которыми столкнулась российская высшая школа при тотальном переходе на дистанционное образование в условиях пандемии.

4. Кисель, О.В. Трудности применения студентоцентрализованного подхода в Российском высшем образовании / О. В. Кисель, А. И. Дубских, А. В.Бутова. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2020. - Т. 29. - № 8-9. -– С. 95-103. - URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2397/1554  (дата обращения: 23.11.2020).
Аннотация: В статье предпринята попытка рассмотреть, как применяется концепция студентоцентрированного обучения в преподавании иностранного языка по техническим направлениям МГТУ им. Г.И. Носова. Во многих учебных заведениях по всему миру такая организация учебного процесса сейчас является скорее правилом, чем исключением. МГТУ им. Г.И. Носова следует современным образовательным тенденциям.
Однако существует ряд трудностей, не дающих принципам студентоцентрированного подхода полностью реализовать себя. Эмпирическое исследование (анкетирование) было направлено на решение ряда задач: выяснить, в какой степени преподаватели и студенты осведомлены о концепции студентоцентрированного обучения; изучить возможности использования студентоцентрированного подхода на кафедре иностранных языков; выявить ограничения и трудности, которые мешают его реализации.

5. Механизмы взаимодействия образования, науки и социальных сетей / Р. Р. Закиева и др.. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 9. – С. 20-23. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43933233  (дата обращения: 23.11.2020).
Аннотация: Представлен обзор научных исследований, раскрывающих механизмы взаимодействия образования, науки и социальных сетей. Охарактеризованы основные позитивные психологические, социальные и педагогические аспекты использования для обучения социальных сетей. Приводятся некоторые рекомендации по освоению их потенциала как средства и среды образования. Отмечена особая роль социальных сетей в деле обеспечения работы учебных заведений в условиях пандемии коронавируса.

6. Мошняга, Е. В. Развитие проектной компетенции студентов как проблема межкультурного образования / Е. В. Мошняга, И. В. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 11. – С. 21-26. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44108587  (дата обращения: 19.11.2020).
Аннотация: Раскрываются подходы к интерпретации концептов «компетенция», «проект», «проектная компетенция». Представлена траектория формирования компетенции. Исследуется практика реализации проектного обучения в мультикультурных группах. Анализируются культурные различия студентов международных программ применительно к компонентам проектной коммуникации.

7. Пак, Ю.Н. Обновление образовательных программ высшего образования в контексте развития националной системы квалификаций / Ю. Н. Пак, Д. Ю. Пак, Ж. С. Нугужинов. – Текст: электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 10. – С. 9-16. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44005228  (дата обращения: 30.11.2020).
Аннотация: Обсуждаются проблемы качественного обновления образовательных программ в контексте развития Национальной системы квалификаций и сближения высшей школы и сферы труда в Республике Казахстан. Показано, что поспешное проведение образовательных реформ и несовершенство государственного образовательного стандарта последнего поколения затруднили формирование конкурентоспособных образовательных программ высшего образования в формате компетенций. С учетом этого рассмотрены концептуальные аспекты компетентностной модели выпускника и ключевые результаты обучения в соответствии с требованиями рынка труда и профессиональных стандартов. Представлен анализ действующих профессиональных стандартов и даны рекомендации по их обновлению в соответствии с требованиями профессиональных объединений работодателей и научно-педагогической общественности.

8. Переход на дистационное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава / Е. В. Неборский и др.– Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 4(46). – С. 99-110. – URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/08/pdf_200406.pdf  (дата обращения: 27.11.2020).
Аннотация: Меры профилактики распространения коронавирусной инфекции COVID-19, вызвали необходимость оперативного перехода на дистанционное обучение. Однако, готовность профессорско-преподавательского состава к переходу на дистанционное обучение, в сложившейся ситуации с точки зрения организации процесса обучения и его результатов, представляет проблему. Цель исследования определена как прояснение особенностей работы профессорско-преподавательского состава в условиях экстремального перехода к дистанционному формату обучения. Опрос «по горячим следам» предоставил возможность сделать ряд предварительных выводов. Во-первых, - нагрузка преподавателей в режиме дистанционного обучения заметно возросла, что требует пересмотра условий организации и оплаты труда преподавателей. Во-вторых, - очевидно, что университеты для стабилизации ситуации и обеспечения качества учебного процесса будут вынуждены расширить штат сотрудников, связанных с техническим сопровождением дистанционного обучения, что, в свою очередь, приведет к еще большему дисбалансу ставок учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава. В-третьих, - университеты не осуществляют компенсации затрат на связь и программное обеспечение, не предлагают адекватной альтернативы, по существу, сокращая издержки дистанционного процесса обучения за счет личных расходов преподавателей. В-четвертых, - необходим пересмотр нормативной базы самого процесса организации обучения, для чего необходимо оперативное многоуровневое административное участие руководства университета.

9. Пилишвили, Т.С. Мотивационные аспекты учебной деятельности у студентов инженерных специальностей / Т. С. Пилишвили, И. А. Медведева, М. И. Фомина. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 4(46). – С. 326-337. - URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/09/pdf_200422.pdf  (дата обращения: 19.11.2020).
Аннотация: Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью изучения условий обучения в международно-ориентированном университете, требующем развития надпрофессиональных навыков студентов. Практическая значимость изучения мотивационных аспектов учебной деятельности, вызывающих трудности освоения профессии, состоит в осуществлении более грамотной психокоррекции для повышения позитивного эмоционального фона студентов. Исследование проведено на базе инженерной академии Российского университета дружбы народов.

10. Пиралова, О. Ф. Критерий оценки качества подготовки будущих инженеров / О. Ф. Пиралова, Ф. Ф. Ведякин, В. М. Филиппов. – Текст: электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 10. – С. 17-21. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44005229  (дата обращения: 25.11.2020).
Аннотация: Рассматриваются актуальные аспекты оценки качества высшего образования подготовки кадров. В этом контексте обсуждается сущность понятия «качества» и современные подходы к его оценке. Предложена система критериев оценивания качества обучения будущих инженеров. Показано, что эта система позволяет определить не только уровень подготовки выпускника вуза, но и результаты изучения студентами дисциплин, предусмотренных образовательными программами. Подчеркивается, что конкретные представления о качестве подготовки специалистов и о его оценке должны быть и, как правило, имплицитно являются составной частью академической и организационной культуры каждого вуза, равно как и компонентом профессионального самосознания каждого преподавателя.

11. Рогинко, Е. В. Мотивация преподавателя как предпосылка повышения качества обазования / Е. В. Рогинко. // Высшее образование сегодня. – Текст: электронный – 2020. - № 10. – С. 22-27. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44005230  (дата обращения: 27.11.2020).
Аннотация: Представлен анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию преподавателя высшего учебного заведения. Рассматривается влияние этих факторов на эффективность педагогической деятельности в высшей школе. Отмечается особая значимость мотивации преподавателя в формировании и развитии способностей и творческих качеств представителей молодого поколения. Обоснована необходимость реализации системного подхода к решению проблем повышения мотивации преподавателей.

12. Романов, Е. В. Инститйциональные ловушки в вучнообразовательной сфере: пророда и механизм ликвидации / Е. В. Романов. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. - № 9. – С. 107-147. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1853/952  (дата обращения: 25.11.2020).
Аннотация: Одним из последствий кризиса, связанного с пандемией коронавируса, станет усиление глобальной конкуренции за человеческий капитал. Способность России создать барьеры против «утечки мозгов» будет определять скорейшее преодоление кризиса и вхождение в шестой технологический уклад. Повышение эффективности функционирования образовательной системы (в первую очередь высшего образования) как базиса подготовки ученых, которые могут обеспечить получение «прорывных» научных результатов, актуализирует необходимость ликвидации неэффективных норм, задающих ложные ориентиры инновационного развития высшего образования и науки. Цель статьи состоит в выявлении природы институциональных ловушек в научно-образовательной сфере и предложении путей их устранения.

13. Сидоров, О. В. Роль исследовательской деятельности студентов в формировании научно-технологического мышления / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, А. В. Гоферберг. – Текст: электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 10. – С. 34-40. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44005232  (дата обращения: 19.11.2020).
Аннотация: Обсуждается проблема формирования мышления нового типа - научно-технологического. Пути ее решения рассматриваются на примере подготовки учителей технологии в педагогическом вузе. Показано, что ее существенным аспектом становится интегрированный подход к изучению технических, технологических и естественнонаучных дисциплин через исследовательскую деятельность. Представлен опыт подготовки учителей-исследователей технологического профиля.

14. Слинкин, Д. А. Модернизация цифровой образовательной среды: опыт и проблемы / Д. А. Слинкин, Н. Н. Устинова. – Текст: электронный // Высшее образование сегодня. – 2020. - № 11. – С. 17-20. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44108586  (дата обращения: 27.11.2020).
Аннотация: Рассматриваются ход и результаты модернизации цифровой образовательной среды Шадринского государственного педагогического университета. Отмечается, что она была осуществлена под воздействием пандемии коронавируса и вынужденного перевода учебного процесса в дистанционный формат. Показано, что в итоге модернизации цифровой образовательной среды удалось существенно продвинуться в освоении новых информационных технологий на ключевых направлениях деятельности университета и добиться позитивных синергетических эффектов в их развитии.

15. Усольцев, А. П. Диагностичные цели образования: проблемы, стратегии и возможные решения / А. П. Усольцев, Е. П. Антипова, Т. Н. Шамало. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. - № 8. – С. 11-40. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1807/940  (дата обращения: 23.11.2020).
Аннотация: Диагностичная образовательная цель - важнейшее условие успешности реализации любой педагогической технологии, но все попытки ввести общие диагностичные цели в систему образования заканчиваются неудачей: главной целью в этом случае становятся не сущностные новообразования, а достижение формальных показателей. В статье проанализировано явление «деградации образовательной цели», актуализирован вопрос о целесообразности стремления к диагностичной оценке качества образования. Рассмотрены основные стратегии формулирования диагностичных целей образования, сделан прогноз дальнейшего развития этого процесса в условиях глобальной цифровизации, принципиально трансформирующей не только процедуры, но и саму суть диагностики образовательных результатов. Цель исследования - обсуждение проблемы постановки диагностичных целей образования и возможных путей ее решения.

16. Чередниченко, Г. А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда / Г. А. Чередниченко. – Текст: электронный // Вопросы образования. – 2020. - № 3. – С. 165-187. - URL: https://vo.hse.ru/data/2020/09/25/1581576297/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf  (дата обращения: 30.11.2020).
Аннотация: На основе материалов социологического опроса, проведенного в 2019 г. на всероссийской структурированной выборке студентов заочных отделений вузов и лиц, получивших в 2000-2018 гг. высшее образование по заочной форме обучения, составлен социальный портрет потребителей этой формы обучения, выявлены типы их образовательных траекторий и причины, обусловливающие потребность именно в данной форме получения образования. Сопоставляются субъективные ожидания влияния полученной подготовки на положение на рынке труда и оценки ее реального эффекта; анализируются перемещения дипломников в иерархии социально-профессиональных статусов, произошедшие в результате использования полученной подготовки.

17. Штыхно, Д. А. Переход вузов в дистационный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски / Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев. – Текст: электронный // Открытое образование. – 2020. – Т 24. - № 5. – С. 72-81. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/763/502  (дата обращения: 30.11.2020).
Аннотация: Целью работы является анализ ключевых проблем и рисков, возникших в связи с переводом вузов в дистанционный режим образовательной деятельности в период введения жестких ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Среди основных задач исследования - выявление проблем в сфере образовательного неравенства, качества образования, трудоёмкости образовательного процесса и стоимости образовательных услуг, а также изучение опыта РЭУ им. Г.В. Плеханова, как одного из ведущих российских университетов, по преодолению данных проблем в период пандемии.

18. Ярных, В. И. Интегрированные подходы к формированию модели корпоративного образования / В. И. Ярных, Н. Я. Макарова, К. К. Онучина. – Текст: электронный // Управление образованием: теория и практика. – 2020. - № 3(39). – С. 11-18. - URL: https://old.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/451/414  (дата обращения: 25.11.2020).
Аннотация: Первые месяцы 2020 года повлияли на образовательное и коммуникационное пространство. Сложности с одномоментным переходом на удаленную работу, существенное расширение онлайн пространства в организационной реальности, выявили проблемы с функциональными компетенциями сотрудников компаний любого уровня. Актуальность исследования обусловлена проблемой обучения на рабочем месте персонала, повышением квалификации, расширением профессиональных знаний и умений специалистов в рамках одной организации для обеспечения успешного и эффективного выполнения ее стратегических задач, а также повышения эффективности ее деятельности. Статья направлена на выявление и систематизирование различных подходов к корпоративному обучению персонала. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод анализа, позволяющий комплексно рассмотреть принципы интеграционной модели корпоративного образования и различные форматы корпоративного преподавания.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2527368