25 | 10 | 2021

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения»

№ 1-2, 2021 г.

1.   Авдеева, Н. В. Методика и методология объективной оценки заимствований в академических текстах / Н. В. Авдеева, Е. Н. Иванова. – Текст: электронный // Открытое образование. – 2020. – Т 24. - № 6. – С. 22-30. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/770/506    (дата обращения: 15.02.2021).

Аннотация: Представить детальное обоснование методологических принципов, которыми руководствуются специалисты проекта «Антиплагиат.РГБ» при проведении независимой оценки оригинальности научных текстов. Реализация этих принципов показана на примерах из практики проверок. Предлагаемый материал, основанный на более чем десятилетнем опыте проверок научных работ на обнаружение заимствований, даст авторам и администраторам научных учреждений более ясное представление о процедуре и требованиях, предъявляемых к академическим текстам.

2.   Бейлина, Е. ЭБС в библиотеках - 2020: новые приоритеты и потребности / Е. Бейлина, Р. Каплин. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2020. - № 10 (декабрь). – С. 24. - URL : http://www.unkniga.ru/ostraya-tema/11758-ebs-v-bibliotekah-2020-novye-prioritety-i-potrebnosti.html    (дата обращения : 10.02.2021).

Аннотация: Цифровая трансформация в сфере образования активно расширяется, охватывая новые уровни профессиональной подготовки. Агрегаторы наращивают свои коллекции, развивают сервисы, а образовательные учреждения заявляют о новых требованиях и пожеланиях к качеству контента и формам доступа. Журнал «Университетская КНИГА» продолжает изучать тему комплектования электронными ресурсами и представляет результаты уже ставшего традиционным исследования «ЭБС в библиотеках: как это работает на практике?».

3.   Биричева, Е. В. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук / Е. В. Биричева, З. А. Фаттахова. –  DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-9-22. -  Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 1. – С. 9-22. – URL :  https://dlib.eastview.com/browse/doc/64771628#/   (дата обращения: 9.02.2021).

Аннотация: В контексте трансформаций российской системы подготовки кадров высшей квалификации организация совместной работы аспирантов со своими научными руководителями становится всё более актуальной проблемой. В статье оценивается понимание целей аспирантуры «по обе стороны баррикад», анализируются особенности взаимоотношений наставников и их подопечных, трудности и способы их преодоления. Данные вопросы обсуждаются в контексте сопоставления ситуации в вузе и в академической среде на примере Уральского федерального университета (УрФУ) и научных институтов Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН).

4.    Бушкова-Шиклина, Э. В. Экологическое воспитание студентов как фактор развития социального капитала (на примере практики раздельного сбора бытового мусора) / Э. В. Бушкова-Шиклина, Т. А. Мусихина .– DOI: 10.32744/pse.2020.6.22. - Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 6(48). – С. 78-88. – URL:  https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/12/pdf_200622.pdf   (дата обращения: 17.02.2021).

Аннотация: Экологическое воспитание студентов возможно посредством решения актуальной общественной проблемы – раздельного сбора бытового мусора. Эта проблема все больше актуализируется и обсуждается как на нормативно-правовом, так и общественном уровнях. Отсутствует сформированное общественное мнение – понимание возможностей и угроз данной проблемы, готовности населения к участию в ее решении.

Целью статьи явился анализ мнения студенчества относительно перспектив и возможностей решения проблемы раздельного сбора мусора в обществе, готовности самостоятельно участвовать в данной практике, а также оценка возможностей использования данной практики в целях экологического воспитания и повышения социальной солидарности.

5.  Гельман, В. Я. Особенности дистанционных защит выпускных квалификационных работ в вузе / В. Я. Гельман, З. М. Юлдашев. – Текст: электронный // Современное образование. – 2020. – № 4. – С. 28 – 36. - URL: https://e-notabene.ru/pp/article_33302.html   (дата обращения: 219.02.2021).

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение особенностей организации работы государственной экзаменационной комиссии при дистанционных защитах выпускных квалификационных работ в вузе и предложение возможных путей преодоления возникающих трудностей. В работе использованы и проанализированы данные научных публикаций и обобщенный практический опыт многолетнего участия авторов в работе ГЭК и ее организации. Анализ проводился по результатам дистанционных защит 48 магистрантов и 61 выпускников бакалавриата.

6.     Ефимова, Г. З. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции / Г. З. Ефимова, А. Н. Сорокин, М. В. Грибовский. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 1. – С. 202-230. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1937/971   (дата обращения: 13.02.2021).

Аннотация: Нарастающие темпы обновления знаний во всем мире и унификация требований к преподавателю вносят изменения в функционирование системы высшего образования и управление этой системой. Трансформационные процессы в социально-экономической сфере России влекут повышение требований к образовательному процессу на всех его ступенях. Качество образования во многом определяется преподавателями, уровнем их подготовки, наличием у них необходимых личностных характеристик и социально-профессиональных компетенций. Цель настоящей работы – рассмотреть отечественные и зарубежные исследовательские подходы к классификации компетенций научно-педагогических работников, определить оптимальный спектр их личностных качеств и ключевых социально-профессиональных компетенций, востребованных в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

7.  Исаченко, Ю. С. Современные аспекты организации трудоустройства выпускников вуза / Ю. С. Исаченко, А. А. Прядехо, А. П. Тонких. – Текст: электронный // Управление образованием: теория и практика. – 2020. - № 4(40). – С. 14-21. - URL: https://old.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/467/430   (дата обращения: 15.02.2021).

Аннотация: Востребованность выпускников вуза в настоящее время является наиболее значимой характеристикой в оценке эффективности образовательного учреждения. С этой целью вуз налаживает целую систему разноплановых мероприятий, эффективность которых зачастую значительно снижается из-за слабой мотивации студентов, что с достаточно высокой степенью достоверности можно определить по публикациям в соцсетях и принять соответствующие корректирующие меры.

8.   Коробцов, А. С. Качество инженерного образования: лозунги и реальность / А. С. Коробцов. – Текст : электронный //Инженерное образование. – 2020. – № 27. – С. 27-36.-  URL: http://www.aeer.ru/files/io/m27/art_2.pdf    (дата обращения: 15.02.2021).

Аннотация: Представлены факторы, определяющие качество инженерного образования при компетентностно ориентированном подходе, на основе их взаимосвязи с основными элементами структуры образовательного процесса. Рассмотрены роль и реальное состояние следующих основных факторов качества инженерного образования: федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ вузов, уровня профессорско-преподавательского состава и его мотивации, уровня подготовки абитуриентов и мотивации студентов, общего менеджмента вуза, реализуемых педагогических технологий обучения, интеграции науки и образования.

Показано, что существующие процедуры обеспечения качества инженерного образования (стандартизация, аккредитация, аттестация, создание систем менеджмента качества, комплексное оценивание на основе рейтингов) не отражают содержания и результативности базовых процессов, направленных на реализацию миссии высшей школы: образовательного и воспитательного.

9.   Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации  / В. И. Блинов, А. И. Сатдыков,   И. С. Сергеев,   Н. Ф. Родичев. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 24. - № 2. – С. 11-38. - URL:  https://www.edscience.ru/jour/article/view/1983/972   (дата обращения: 13.02.2021).

Аннотация: Система профессионального образования и обучения, являясь сложным и многомерным объектом, требует адекватных подходов для управления ее развитием. В статье описан один из таких подходов, основанный на прогнозировании возможных состояний системы в долгосрочной перспективе посредством выделения и сравнительной оценки альтернативных сценариев развития. Представлены и обоснованы требования к структуре и порядку описания сценариев развития региональных систем среднего профессионального образования, включая возможные параметры для выделения веера сценариев. Показаны преимущества подхода к прогнозированию, основанного на комплексном качественном описании возможных состояний региональной экосистемы среднего профессионального образования.

10.     Опфер, Е. А. Трансформации российской магистратуры / Е. А. Опфер. –DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 1. – С. 36-48. -  URL :   https://dlib.eastview.com/browse/doc/64771630#/   (дата обращения: 8.02.2021).

Аннотация: Система магистерского образования в России находится в состоянии непрерывной трансформации под влиянием глобальных трендов в системе высшего образования и запросов ключевых стейкхолдеров. Цель нашего исследования заключается в выявлении содержательных изменений российской магистратуры на протяжении её становления и основных тенденций её развития на современном этапе. Для реализации поставленной цели использовался анализ педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования и опрос.

11.       Патласов,  Олег Юрьевич. Пройти аккредитацию и не поскользнуться! / О. Ю. Патласов. – Текст : электронный  // Аккредитация в образовании. – 2021. - № 8(124). – URL: https://akvobr.ru/new/publications/177   (дата обращения : 17.02.2021).

Аннотация: Проверочные процедуры всегда являлись для вузов серьезным испытанием. Тем более в сегодняшних условиях, когда стремительно меняется правовая база, действуют сразу несколько поколений стандартов, внедряется отчетность в электронном виде. О процедурных тонкостях и особенностях, законодательных нюансах и деталях – обо всём, что необходимо знать проверяемым и что может стать бальзамом для души проверяющим, рассказывает эксперт с огромным опытом работы, в том числе в области международной экспертизы, Олег ПАТЛАСОВ – проректор по учебно-методической и воспитательной работе Смоленской государственной сельскохозяйственной академии, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

12.     Свирежев, Кирилл Андреевич. Позиция молодых ученых – инициатива и активность / К. А. Свирижев.  – Текст : электронный  // Аккредитация в образовании. – 2021. - № 8(124). – URL: https://akvobr.ru/new/publications/166   (дата обращения : 17.02.2021).

Аннотация: Вопросы интеграции науки и образования в последние годы становятся все более актуальными. Это отражается и в государственных программах, и в новых образовательных стандартах, элементами – в конкурсном финансировании. Большое внимание совершенствованию потенциала агронауки уделяет Всероссийский совет молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений. Реализуя и защищая профессиональные, интеллектуальные и иные интересы и права молодых ученых, общественная организация ведет разностороннюю работу в области приоритетных и стратегически важных для России направлений.

13.  Цифровой волонтер в сфере образования / А. О. Прокубовская, Е. В. Чубаркова, И. А. Суслова, Л. В. Колясникова. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 3. – С. 11-216. – URL: http://hetoday.org/magazine/2021/archive_03_21.html   (дата обращения : 17.02.2021).

Аннотация: Рассматривается новый участник процесса образования - цифровой волонтер. Предлагается определение понятия «цифровой волонтер». Анализируются различные подходы к трактовке его места и роли в образовательном процессе, представленные в отечественной и зарубежной научной литературе. Характеризуются подходы к подготовке цифровых волонтеров и их деятельность в условиях режима повышенной готовности в период пандемии коронавируса.

14.   Скибицкий, Э. Г. К вопросу подготовки студентов к научной деятельности на основе адаптивного электронного образовательного ресурса / Э. Г. Скибицкий, Е. П. Яхина. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 2. – С. 22-27. – URL : http://hetoday.org/magazine/2021/archive_02_21.html    (дата обращения : 17.02.2021).

Аннотация: Представлен подход к подготовке студентов к научной деятельности. Приведено определение термина «способность». Рассмотрены особенности применения электронных образовательных ресурсов при подготовке студентов к научной деятельности. Охарактеризованы виды задач. Показаны критерии оценивания студентов. Изложены рекомендации по оценке готовности к научной деятельности на основе портрета студента.

15.   Фролова, Е. В. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии  / Е. В. Фролова, О. В. Рогач, Т. М. Рябова.– Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2020. - № 6(48). – С. 78-88. – URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/12/pdf_200607.pdf   (дата обращения: 17.02.2021).

Аннотация: Необходимость поддержания социальной изоляции в условиях распространения COVID-19 потребовала от образовательных организаций реализации ускоренных мер по введению дистанционного обучения. Цель данного исследования заключается в оценке уровня адаптации студентов российских вузов к новым образовательным практикам, преимуществ и рисков дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2801287