16 | 04 | 2021

Уральский государственный лесотехнический университет

Научная библиотека

Рекомендательный список литературы

«Высшее образование в России: проблемы и решения» № 3, 2021 г.

1.   Абиева, Н. М. Организация кураторской деятельности в условиях дистанционного обучения иностранных студентов / Н. М. Абиева. – Текст: электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2021. - № 1(86). – С. 53-55. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44819801  (дата обращения: 23.03.2021).

Аннотация: Статья посвящена особенностям организации кураторской деятельности в условия дистанционного образования в группах с иностранными студентами. В статье рассмотрены виды дистанционного обучения и способы использования ИКТ в работе куратора. Автор статьи описывает существующие проблемы работы кураторов в группах иностранных студентов, выделяет свои этапы и связанные с ними трудности. Описаны положительные и отрицательные свойства мультимедийных приложений, используемых в работе, а также выделены критерии, соблюдение которых приносит положительные результаты в кураторской деятельности в условиях ДО.

2.   Волкова, Г. Л. Является ли опыт международной мобильности карьерным преимуществом? Пример российских учёных / Г. Л. Волкова. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-20-71-82. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 2. – С. 71-82. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/66416833  (дата обращения: 19.03.2021).

Аннотация: В актуальной повестке российской научной политики большое внимание уделяется мерам, направленным на поддержку мобильности научных кадров (в том числе молодых). Целью данного исследования было проанализировать, как опыт международной мобильности влияет на объективные и субъективные показатели трудоустройства российских учёных.

3.   Кантор, В. З. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей / /В. З. Кантор, Ю. Л. Проект. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 3. – С. 156-182. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2057  (дата обращения: 23.03.2021).

Аннотация: Институционализация инклюзии в высшей школе детерминирует новые требования к вузовским педагогам, обнаруживающиеся и в сфере психологической готовности к реализации образовательного процесса с участием студентов-инвалидов. Цель исследования, материалы которого представлены в статье, заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели психологической готовности профессорско-преподавательского состава вузов к реализации инклюзивного образовательного процесса.

4.   Контент 255 вузов России востребован более чем на 80%. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2021. - № 2 (март). – С. 29. - URL : http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/11898-kontent-255-vuzov-rossii-vostrebovan-bolee-chem-na-80.html  (дата обращения : 20.03.2021).

Аннотация: За время своего существования некоммерческий проект ЭБС «Лань» консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) успел объединить треть высших учебных заведений страны. Спустя год интенсивного развития проекта можно подводить промежуточные итоги. Помимо непосредственного влияния на образовательную сферу проект способствует развитию российского образования, повышению его качества, доступности и конкурентоспособности, продвижению концепции открытого доступа к информационным ресурсам: вузы - участники проекта решают внутренние университетские задачи.

5.   Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации / /В. И. Блинов, А. И. Сатдыков, И. С. Сергеев, Н. Ф. Родичев. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 2. – С. 11-38. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1983/972  (дата обращения: 23.03.2021).

Аннотация: Система профессионального образования и обучения, являясь сложным и многомерным объектом, требует адекватных подходов для управления ее развитием. В статье описан один из таких подходов, основанный на прогнозировании возможных состояний системы в долгосрочной перспективе посредством выделения и сравнительной оценки альтернативных сценариев развития. Представлены и обоснованы требования к структуре и порядку описания сценариев развития региональных систем среднего профессионального образования, включая возможные параметры для выделения веера сценариев.

6.   Писляков, В. В. Наукометрическая интроспекция: что знают базы данных о самих себе / В. В. Писляков. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2021. - № 1 (январь-февраль). – С. 50. - URL :   http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/11889-naukometricheskaya-introspektsiya-chto-znayut-bazy-dannyh-o-smih-sebe.html  (дата обращения : 20.03.2021).

Аннотация: В любой науке интересно рассмотреть ситуацию, когда инструмент исследования сам становится его объектом. Очень схематично говоря, когда линейкой измеряют линейку или весами взвешивают весы. Усложним: когда проверяют, подчиняется ли учебник физики законам, написанным в нём (почти всегда), или психолог - правилам преподаваемой психологии (редко).

7.    Плиева, А. О. Дистанционные технологии при организации самостоятельной работы студентов / А. О. Плиева, Э. Р. Гузуева, Р. А. Кучмезов. – Текст: электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2021. - № 1(86). – С. 53-55. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44819814   (дата обращения: 23.03.2021).

Аннотация: В статье выявлено, что на сегодняшний момент стал актуальным и необходимым поиск новых способов организации самостоятельной работы студентов при условии применения дистанционного режима. Единого локально-нормативного акта, регламентирующего самостоятельную работу студентов на федеральном уровне, на сегодняшний момент не существует. Вузы самостоятельно определяют и устанавливают формы и требования к организации и контролю самостоятельной работы студентов в конкретной образовательной организации. Данные требования разрабатываются и утверждаются в виде положений или методических рекомендаций по организации самостоятельной работы в вузе. Многие учебные заведения используют автоматизированную систему дистанционного образования c помощью виртуальной среды LMS Moodle.

8.    Попов, Е. А. Оценка опыта учительства профессорами вузов / Е. А. Попов. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-83-91. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 2. – С. 83-91. – URL :   https://dlib.eastview.com/browse/doc/66416834  (дата обращения: 19.03.2021).

Аннотация: Проблема взаимодействия общеобразовательных школ и высших учебных заведений является одной из актуальных тем для междисциплинарного исследования. Целью статьи является не только оценка опыта работы профессоров вузов в современных школах, но и рассмотрение одного из возможных механизмов повышения интеллектуальной культуры школьников. Запрос вузов на интеллектуализм своих студентов трудно отделить от миссии школы, поэтому в статье анализируются некоторые возможности профессоров, работающих одновременно и в вузе, и в школе, повлиять на улучшение преемственности между школой и вузом.

9.    Реализация учебного процесса вуза в условиях перехода на отечественное программное обеспечение / О. В. Бочкарева, В. В. Скуратов, О. В. Снежкина, Ю. М. Царапкина. – Текст: электронный // Открытое образование. – 2021. – Т 25. - № 1. – С. 4-15. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/780/510    (дата обращения: 23.03.2021).

Аннотация: Рассматривается проблема обучения информатике курсантов военных высших учебных заведений в условиях перехода на использование отечественного программного обеспечения – операционную систему Astra Linux, комплектуемую офисным пакетом LibreOffice. Решение данной проблемы предполагает внесение изменений в содержание учебного курса. Поэтому целями исследования являлись: выработка рекомендаций по адаптации рабочих программ и тематических планов дисциплины «Информатика» под программное обеспечение Astra Linux, разработка учебно-методических материалов для проведения занятий по освоению программ офисного пакета LibreOffice, экспериментальное подтверждение эффективности применения в учебном процессе подготовленных методических разработок.

10.  Цифровой волонтер в сфере образования / А. О. Прокубовская, Е. В. Чубаркова, И. А. Суслова, Л. В. Колясникова. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 3. – С. 11-216. – URL: http://hetoday.org/magazine/2021/archive_03_21.html  (дата обращения : 17.02.2021).

Аннотация: Рассматривается новый участник процесса образования - цифровой волонтер. Предлагается определение понятия «цифровой волонтер». Анализируются различные подходы к трактовке его места и роли в образовательном процессе, представленные в отечественной и зарубежной научной литературе. Характеризуются подходы к подготовке цифровых волонтеров и их деятельность в условиях режима повышенной готовности в период пандемии коронавируса.

11.    Соловьев, В. П. Два измерения кризиса высшего образования в России / В. П. Соловьев, Н. Н. Пахомов, Т. А. Перескокова. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 3. – С. 2-10. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=44686606  (дата обращения : 18.03.2021).

Аннотация: Анализируются кризисные явления и процессы в сфере высшего образования. Выделяются два их типа: кризис развития и кризис системы и практики управления высшей школой. С этих позиций рассматривается ход реформирования высшего образования. Показано, что проводимые реформы пока еще не дали ожидаемых результатов, включая такие их ключевые направления, как переход к уровневой системе подготовки кадров, введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация компетентностного подхода. Выявляются причины создавшейся ситуации, в числе которых особо выделены непродуманные трансформации системы и практики управления высшей школой и реорганизации вузов.

12.    Степнова, О. В. Финансовая грамотность студентов технических вузов: анализ мнений и перспективы развития / О. В. Степнова, И. Ю. Старчикова]. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 1(49). – С. 80-91. – URL: https://psejournal.files.wordpress.com/2021/03/pdf_210106.pdf  (дата обращения: 17.03.2021).

Аннотация: Развитие у студентов способности принимать обоснованные и ответственные решения в области личных финансов является актуальной проблемой. Молодежь должна обладать соответствующими компетенциями, иметь необходимый уровень финансовой грамотности. В том числе это касается студентов неэкономических направлений подготовки, в частности студентов технических специальностей. Цель исследования – анализ финансовой грамотности студенческой молодежи технического вуза.

13. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения / С. И. Аксенов, Р. У. Арифулина, О. А. Катушенко [и др].– Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 1(49). – С. 24-43. – URL: https://psejournal.files.wordpress.com/2021/03/pdf_210102.pdf  (дата обращения: 17.03.2021).

Аннотация: Цифровая трансформация образовательного пространства предоставляет большие возможности для повышения качества образования и одновременно требует кардинального изменения методологических подходов к организации обучения; поиска, разработки и применения новых технологических решений и инструментов. Цель настоящей статьи – поиск и анализ новых инструментов и технологий цифровой трансформации современного образовательного пространства.

14.   Цифровой волонтер в сфере образования / А. О. Прокубовская, Е. В. Чубаркова, И. А. Суслова, Л. В. Колясникова. – Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 3. – С. 11-16. – URL :   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44686607    (дата обращения : 22.03.2021).

Аннотация: Рассматривается новый участник процесса образования - цифровой волонтер. Предлагается определение понятия «цифровой волонтер». Анализируются различные подходы к трактовке его места и роли в образовательном процессе, представленные в отечественной и зарубежной научной литературе. Характеризуются подходы к подготовке цифровых волонтеров и их деятельность в условиях режима повышенной готовности в период пандемии коронавируса.

15.   Щербаков, С. М. Метамодели учебно-методической деятельности в вузе / С. М. Щербаков, К. Х. Калугян, И. И. Мирошниченко. – Текст: электронный // Открытое образование. – 2021. – Т 25. - № 1. – С. 48-59. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/773/514     (дата обращения: 23.03.2021).

Аннотация: Учебно-методическая деятельность играет важную роль в жизни вуза, с одной стороны она определяет содержание учебного процесса и задает направление развития, с другой – требует значительных затрат времени преподавателей, сотрудников и руководителей. Продолжающиеся изменения в системе отечественного высшего образования отражаются и на учебно-методической деятельности. При вводе и уточнении стандартов высшего образования и иных нормативных документов модифицируются средства описания учебного процесса в учебно-методической документации. Меняется состав учебно-методических документов и требований к ним. Появляются и трансформируются такие понятия, как «компетенция», «вид деятельности», «задачи профессиональной деятельности», «трудовые функции» и т.д. В настоящей работе ставится задача отследить динамику этих изменения и оценить возрастание сложности учебно-методического обеспечения.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2615569