28 | 10 | 2021

Уральский государственный лесотехнический университет
Научная библиотека
Рекомендательный список литературы
«Высшее образование в России: проблемы и решения»
№ 4/5, 2021 г.

1. Блинов, В. И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 5. – С. 44-64. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/68682711  (дата обращения: 5.08.2021).
Аннотация: Пандемический период выявил недостатки дистанционного обучения, не позволяющие использовать его в качестве базовой формы обучения по основным образовательным программам. Наиболее перспективной формой организации образовательного процесса в условиях его цифровой трансформации видится смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн- и очного форматов обучения. Предметом рассмотрения данной статьи выступают педагогические аспекты смешанного обучения, связанные с организацией процесса смешанного обучения в образовательном учреждении и его реализацией в совместной деятельности педагога и обучающихся.

2. Вакурова, О. А. Формирование и оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании / О. А. Вакурова, О. А. Филиппова. – DOI: 10.21686/1818-4243-2021-3-4-14. - Текст: электронный // Открытое образование. – 2021. – Т 25. - № 3. – С. 4-14. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/805/521  (дата обращения: 6.08.2021).
Аннотация: Формирование и оценка навыков самостоятельной подготовки письменных работ в общем образовании , посвящённых цифровому поколению и формированию информационного общества в Российской Федерации, а также законодательных актов Российской Федерации. Дополнительно был проведен анализ опыта использования систем обнаружения заимствований в организациях общего образования, вузах РФ и зарубежных стран.

3. Ендовицкий, Д. А. Университетская наука и образование в контексте искусственного интеллекта / Д. А. Ендовицкий, К. М. Гайдар. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-121-131. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 6. – С. 121-131. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/69019398  (дата обращения: 5.08.2021).
Аннотация: Одна из ярких примет современной жизни – компьютеризация, цифровизация, роботизация. В связи с этим достаточно старая научная проблема искусственного интеллекта приобрела новое звучание и разнообразные прикладные аспекты. Система высшего образования также оказалась вовлечённой в орбиту информационных технологий. На примере Воронежского государственного университета раскрыты две основные области информатизации и компьютеризации: во-первых, научная разработка университетскими учёными проблем искусственного интеллекта и использование технологий искусственного интеллекта для проведения исследований и, во-вторых, подготовка современных специалистов в области ИТ-технологий на специализированных факультетах и расширение цифровой компетентности выпускников других направлений подготовки и специальностей.

4. Еременская, Л. И. Анализ проблемы правовой грамотности студентов технического вуза / Л. И. Еременская, О. В. Степнова. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 2(50). – С. 130-144. – URL: https://psejournal.files.wordpress.com/2021/05/pdf_210209.pdf  (дата обращения: 6.08.2021).
Аннотация: Социально-экономические и политические процессы, протекающие в современной России, ставят перед студенческой молодежью, как наиболее активным субъектом этих процессов новые задачи. Еще десять лет назад квалифицированному инженеру достаточно было обладать профессиональными знаниями, навыками и умениями, но сегодня он должен обладать управленческой культурой, информационной компетентностью и правовой грамотностью. Цель исследования – анализ мнений студентов технического профиля о необходимости формирования правовой грамотности.

5. Мальцева В. А. Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России / В. А. Мальцева, А. И. Шабалин // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 10–42. - URL : https://vo.hse.ru/data/2021/06/25/1430007788/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0,%20%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD.pdf  (дата обращения : 6.08.2021).
Аннотация: В статье предпринимается попытка определить, происходит ли подлинное увеличение спроса на СПО, что может стоять за ним, помимо факторов внутри системы образования, имеет ли это изменение социально-экономические основания. В результате исследования удалось развенчать миф о расширении сектора СПО за счет транзитной траектории «из колледжа в вуз».

6. Медник, Е. А. Педагогическое проектирование современных технологий обучения / Е. А.Медник. - Текст : электронный // Человек и образование. – 2021. - № 2(67). – С. 107. - URL : https://iuorao.ru/files/journal/%D0%A7%D0%98%D0%9E2-21/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf  (дата обращения : 6.08.2021).
Аннотация: В статье рассматривается проблема эффективного использования современных технологий обучения, особое место отводится технологии проблемного обучения. Внедрение стандартов поменяло роль учителя и взгляд на образовательный процесс, который должен раскрывать потенциальные способности каждого обучающегося, их умение находить решения в сложных жизненных ситуациях. В России продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим источником инновационных изменений должен стать в первую очередь учитель. Подготовка учителя к проектной и инновационной деятельности – одна из задач, стоящих перед руководителем образовательной организации. Цель статьи – представить организацию работы педагогической мастерской по проектированию образовательных технологий; шаг за шагом пройти вместе путь от «младенчества» до «расцвета».

7. Нестерова, А. Н. Открытый доступ и ЭБС: вносим ясность, прогнозируем перспективы / А. Н. Нестерова, И. К. Разумова. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2021. - № 5 (июнь). – С. 66. - URL : http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/12279-otkrytiy-dostup-i-ebs-vnosim-yasnost-prognoziruem-perspektivy.html  (дата обращения : 6.08.2021).
Аннотация: В статье предпринята попытка найти зачатки открытого доступа в ЭБС, а также понять перспективы развития движения в ближайшие годы. Цель - оценить объёмы контента, который находится в настоящем открытом доступе, на каких ресурсах он сосредоточен и какие разделы сайтов или проекты владельцев ЭБС и научных электронных библиотек (НЭБ) похожи на открытый доступ, но им не являются, какие совсем не похожи, а какие всё-таки смело можно назвать ресурсами ОД.

8. Остроглазова, Н. А. Лекция-презентация как инструмент внедрения инноваций в вузе / Н. А. Остроглазова, Н. В. Старостина. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-97-107. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 6. – С. 97-107. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/69019395  (дата обращения: 5.08.2021).
Аннотация: С учётом богатого опыта применения мультимедийных презентаций в качестве учебного инструмента в высшей школе, в целях внедрения новых подходов и разработки методологии назрела необходимость определить сильные и слабые стороны существующих практик, в особенности выявить эмоциональное отношение студентов высшей школы к существующим лекциям-презентациям в учебном процессе и определить соответствующие возможности улучшения практики применения интерактивных и визуальных образовательных инструментов.

9. Стародубцев, В. А. Практико-центрированное обучение в высшей школе / В. А. Стародубцев. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87 - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 5. – С. 75-87. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/68682713  (дата обращения: 5.08.2021).
Аннотация: Стимулом развития практико-центрированного образования выступают потребности широко понимаемой социальной практики, оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определённого уровня и профиля квалификации. Сегодня работодатели справедливо ожидают от образовательных организаций не просто выпускников, знакомых с той или иной отраслью, имеющих хорошую теоретическую подготовку, а сотрудников, которые с первых рабочих дней будут выполнять поставленные профессиональные задачи и приносить необходимый результат – производственный, проектный или организационный. Поэтому образовательный процесс в высшей школе должен быть организован так, чтобы были созданы условия для выполнения студентами определённых видов работ (профессиональных проб), связанных с будущей профессиональной деятельностью, сформированы и закреплены практические навыки и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

10. Студенкина, Л. И. Методические особенности состав-ления экзаменационных тестов по математическим дисциплинам в период дистанционного обучения / Л. И. Студенкина, Е. В. Журавлева. – DOI: 10.25586/RNU.HET.21.05.P.24. - Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 5. – С. 24. – URL: http://hetoday.ru/node/54  (дата обращения : 6.08.2021).
Аннотация: Определены актуальные задачи электронного обучения студентов математическим дисциплинам. Рассмотрены методические аспекты преподавания математических дисциплин в период дистанционного обучения. Проанализированы особенности составле-ния тестов и проведения итогового тестирования у студентов в условиях дистанционного обучения. Приведен пример структуры экзаменационного теста по дисциплине «Линейная алгебра». Представлены результаты опроса студентов по итогам использования ими дистанционной формы экзамена.

11. Формирование иноязычных компетенций студентов с использованием мобильных приложений / Н. А. Сергеева, В. Г. Рябчикова, Е. Г. Никулина, О. С. Рублёва. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 3(51). – С. 481-493. – URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2021/08/pdf_210334.pdf  (дата обращения: 6.08.2021).
Аннотация: Современная эпидемиологическая обстановка, формат дистанционного взаимодействия определяют важность включения цифровых технологий в обучение иностранному языку. Актуальными являются проблемы получения практики устной иноязычной коммуникации, изучения норм лексики и грамматики, механизмов словообразования. Авторы исследуют условия эффективного использования мобильных приложений для формирования иноязычных компетенций студентов при целенаправленной интеграции в образовательный процесс вуза работы с технологиями m-learning.

12. Фролова, Е. В. Специфика восприятия студентами процессов цифровизации образования: осмысление опыта онлайн-обучения в условиях пандемии проблемы правовой грамотности студентов технического вуза / Е. В. Фролова, О. В. Рогач. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 3(51). – С. 43-54. – URL: https://psejournal.files.wordpress.com/2021/07/pdf_210303.pdf  (дата обращения: 6.08.2021).
Аннотация: В условиях вынужденного перехода к повсеместному онлайн обучению в период пандемии с особой остротой встает вопрос об исследовании содержательных и методологических координат цифровизации образовании, встраивании новой практики в существующую систему высшего образования. Осмысление данного опыта позволит дать всестороннюю оценку перспектив цифровизации, ее негативных и позитивных последствий.

13. Фукс, К. Ожидаемое удовлетворение экстренным переходом к дистанционному обучению в условиях COVID-19: исследование в сфере высшего образования / К. Фукс, С. Карилла. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 5. – С. 116-130. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2158/1007  (дата обращения: 6.08.2021).
Аннотация: Онлайн-обучение - это устоявшаяся педагогическая парадигма, которая исследовалась и обсуждалась с разных точек зрения. Преподаватели связывают с онлайн-образованием множество возможностей и проблем, а беспрецедентная глобальная пандемия COVID-19 сделала традиционное обучение в классе временно невозможным. Экстренное дистанционное обучение (Emergency Remote Teaching - ERT) - это недавно появившаяся подпарадигма, которая обладает характеристиками и проблемами, которые отличаются от присутствующих в традиционном онлайн-обучении.

14. Цаликова, И. К. Проблема мотивации изучения иностранных языков в международных исследованиях: систематический обзор / И. К. Цаликова, С. В. Пахотина. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 5. – С. 38-63. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2155/1000  (дата обращения: 6.08.2021).
Аннотация: Иноязычная компетентность для современного человека является необходимым средством активной социальной и профессиональной жизни. При этом приходится признать, что желание изучать иностранные языки отсутствует у большого количества молодых людей. Этот парадокс сделал проблему мотивации изучения языков популярной у исследователей в разных странах мира. В статье представлен систематический обзор международных исследований, посвященных вопросам мотивации изучения иностранных языков. Подобный обзор был предпринят для понимания существующих исследовательских тенденций в изучении указанной проблемы в общем и определения факторов, обуславливающих отсутствие у обучающихся интереса к изучению иностранных языков, в частности. Цель исследования – на материале международных исследований определить существующие на данный момент исследовательские тенденции и выявить недостаточно изученные аспекты проблемы по вопросу мотивации изучения иностранных языков.

15. Чехович, Ю. Выдавать скопированный текст за свой сегодня могут только безрассудные люди / Ю. Чехович. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2021. - № 6 (июль-август). – С. 8. - URL : http://www.unkniga.ru/face/12293-yuriy-chekhovich-vydavat-skopirovanniy-tekst-za-svoy-mogut-tolko.html  (дата обращения : 6.08.2021).
Аннотация: Современные технологии сделали обнаружение заимствований обычной, но уже обязательной для российского образования практикой, а слово «антиплагиат» стало нарицательным. К разговору об истории, развитии и перспективах сервиса, о ситуации с некорректными заимствованиями в образовании и науке, о роли искусственного интеллекта и нейротехнологий в оценке текстов журнал «Университетская книга» пригласил исполнительного директора компании «Антиплагиат» Юрия Чеховича.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2805917