04 | 12 | 2021

Уральский государственный лесотехнический университет
Научная библиотека
Рекомендательный список литературы
«Высшее образование в России: проблемы и решения»
№ 6, 2021 г.

1. Александрова, А. Н. Академическая мобильность профессорско-преподавательского состава как форма международного университетского сотрудничества / А. Н. Александрова, Е. В. Журавлева. – DOI: 10.25586/RNU.HET.21.05.P.24. - Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 6. – С. 2-7. – URL: https://hetoday.ru/node/56  (дата обращения : 20.10.2021).
Аннотация: Рассматривается возможность реализации академической мобильности профессорско-преподавательского состава посредством совместных с зарубежными коллегами образовательных проектов. Вопрос академической мобильности в последнее время оказывается в фокусе исследовательского внимания как ключевой аспект развития научного и профессионального сообщества. Установлено, что реализация образовательных программ предлагает принципиально новые решения возникающих проблем в процессе получения знаний и проведения научных исследований в ходе академических обменов. Представлены варианты реализации академических обменов.

2. Вискович, И. П. «Не хватает очных занятий»: университетское обучение во время пандемии COVID-19 / И. П. Вискович. – DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-61-83. - Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 8. – С. 61-83. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2393/1035  (дата обращения: 20.10.2021).
Аннотация: Целью данного исследования был анализ мнений студентов кафедры раннего и дошкольного образования факультета гуманитарных и социальных наук университета г. Сплита об условиях обучения во время COVID-19 начиная с марта 2020 года. Предполагалось, что обучение в онлайн-среде способствует развитию новых стратегий обучения. Семейный и рабочий статусы, как и место проживания студентов (по месту учебы или за его пределами) рассматривались как переменные-предикторы для оценки качества и условий обучения.

3. Изменения педагогической деятельности преподавателя / И. С. Батракова, Е. Н. Глубокова, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына. – DOI: DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 8-9. – С. 9-19. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/70553275  (дата обращения: 18.10.2021).
Аннотация: Цель данной статьи - рассмотрение изменений педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте стремительной трансформации высшего образования, а также в теоретико-эмпирическом обосновании значимости осмысления преподавателем ценностно-смыслового измерения своей деятельности. От преподавателя сегодня требуется владение современными принципами и идеями педагогики высшей школы, что позволяет критически анализировать продуктивность применяемых образовательных стратегий и методик. Проведённое исследование базировалось на методологии постнеклассической науки, что предполагало использование качественных методов исследования, направленных на сближение объяснительного и интерпретационных исследовательских подходов, на интерпретацию представлений, мнений, установок, ценностей стейкхолдеров в качестве полноправных «данных».

4. Казакова, Е. И. Переход к экстренному дистанционному обучению в условиях пандемии в призме переживания студентами трансформации образовательной среды вуза / Е. И. Казакова, И. Э. Кондракова, Ю. Л. Проект. – DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-111-146. - Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 8. – С. 111-146. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2396/1037  (дата обращения: 21.10.2021).
Аннотация: Цель проведенного исследования заключалась в выявлении специфики переживания трансформации образовательной среды студентами в зависимости от воспринимаемых ими возможностей, предоставляемых электронной образовательной средой вуза. Методология исследования базируется на ведущих теориях, объясняющих поведение обучающихся в электронных образовательных средах (ЭОС). Использовались следующие методики: опросник субъективного отчуждения для учащихся, методика диагностики переживаний в деятельности, опросник «Шкалы академической мотивации».

5. Мониторинг социальных установок иностранных студентов / М. Б. Понявина, С. В. Расторгуев, П. С. Селезнев [и др.]. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-80-92. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 8-9. – С. 80-92. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/70553281  (дата обращения: 18.010.2021).
Аннотация: Для реализации целевых показателей федерального проекта по экспорту образовательных услуг, вовлечения иностранных абитуриентов в благоприятный для России дискурс в рамках концепции «мягкой силы» полезно проводить мониторинг социальных установок иностранных студентов. Социальные установки оказывают непосредственное влияние на выбор страны обучения и на эффективность социальной, культурной, педагогической адаптации иностранных студентов.

6. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку / В. В. Болгова, М. А. Гаранин, Е. А. Краснова, Л. В. Христофорова. – DOI: DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 7. – С. 9-30. – URL : https: https://dlib.eastview.com/browse/doc/69152908  (дата обращения: 18.10.2021).
Аннотация: Статья представляет собой обзор анализа литературы по поводу изменений мирового образовательного пространства в период действия мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19. Цель работы – смысление современного состояния и выявление возможных траекторий развития образовательных систем в «постпандемийную» эпоху.

7. Пахомов, С. И. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации / С. И. Пахомов, В. А. Гуртов. – DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-11-36. - Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 8. – С. 11-36. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2391/1033  (дата обращения: 20.10.2021).
Аннотация: Целью работы являются анализ новой редакции номенклатуры научных специальностей в России, по которым присуждаются ученые степени, и концептуальные предложения по путям реализации положений новой номенклатуры с учетом возможных траекторий трансформации научно-образовательной среды, включающих прогнозную оценку появления новых комплексных областей научных исследований. Объект исследования – система аттестации научных и научно-педагогических работников с позиции трехуровневой структуры номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидата и доктора наук.

8. Питухин, Е. А. Анализ динамики публикационной активности вуза в разрезе категорий сотрудников / Е. А. Питухин, О. А. Зятева. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 4(52). – С. 566-576. – URL: https://psejournal.files.wordpress.com/2021/08/pdf_210437.pdf  (дата обращения: 19.10.2021).
Аннотация: В последние годы государственная политика в области науки и высшего образования нацелена на то, что вузы должны занимать конкурирующие позиции в международных системах оценки, в том числе научного потенциала. Поэтому вузам необходимы конструктивные решения, которые могут обеспечить рост соответствующих показателей. Цель исследования – анализ динамики публикационной активности сотрудников вуза.

9. Погребников, А. К. Влияние системы оценивания студентов на их показатели успеваемости во время пандемии COVID-19 / А. К. Погребников, В. Н. Шестаков, Ю. Ю. Якунин. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 4(52). – С. 80-93. – URL: https://psejournal.files.wordpress.com/2021/08/pdf_210405.pdf  (дата обращения: 19.10.2021).
Аннотация: Системы оценки знаний студентов в традиционном обучении и дистанционном различаются и дают различные оценки результатов обучения, что влияет на показатели успеваемости студентов. Тенденции современного образования направлены на всё большее вовлечение дистанционных форм в образовательный процесс вузов, что требует определённой синхронизации систем оценивания на уровне результатов обучения. Исследование направлено на выявление и подтверждение наличия различий между результатами оценивания в традиционной и дистанционных формах обучения, которые отражены в показателях успеваемости студентов.

10. Российская магистратура будущего: четыре траектории развития / О. В. Петрова, О. Р. Чепьюк, С. Д. Макарова [и др.]. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33 . - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 8-9. – С. 20-33. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/70553276  (дата обращения: 18.010.2021).
Аннотация: В публикации ставится вопрос о роли магистратуры в системе современного высшего образования. Опираясь на исследование мнений (трёхсторонний опрос) ключевых групп стейкхолдеров (работодатели; обучающиеся на программах высшего образования; руководители магистерских программ; преподаватели, читающие дисциплины в магистратуре), авторы рассматривают возможные варианты развития магистратуры как одной из ключевых ступеней высшего образования в России. Авторами делается вывод, что программы развития университета в области магистерского образования должны проектироваться с учётом высокой степени неопределённости внешней среды, а значит - предусматривать сценарное моделирование будущего всей научно-образовательной экосистемы.

11. Семенова, Е. Цифровые университеты: образование меняет парадигму / Е. Семенова. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2021. - № 7 (сентябрь). – С. 64-67. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/69782178  (дата обращения : 21.10.2021).
Аннотация: Более года мы живём в условиях пандемии. Перемены - незначительные или глобальные - затронули все сферы жизни общества, и особые изменения произошли в высшем образовании. Вузы то уходят на дистанционное обучение, то возвращаются к очному формату. Теперь уже невозможно представить образовательный процесс без онлайн-технологий, поэтому не остаётся иного выхода, кроме как срочно совершенствовать или разрабатывать с нуля цифровые решения. А в перспективе – обновлять образовательные программы, внедряя в них цифровые модули, и даже менять сам формат преподавания и получения знаний. Об этом и о многом другом шла речь в рамках онлайн-дискуссии «Цифровые университеты: год спустя, на пять лет вперёд».

12. Сергушичева, А. П. Разработка и применение программного инструмента для поддержки обучения формальным языкам / А. П. Сергушичева, Е. В. Давыдова. – DOI: 10.21686/1818-4243-2021-4-13-22. - Текст: электронный // Открытое образование. – 2021. – Т 25. - № 4. – С. 13-22. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/803/530  (дата обращения: 18.10.2021).
Аннотация: Цель статьи - представить результаты исследования по возможности применения дедуктивного подхода в изучении языков программирования (от теории формальных языков к конкретным языкам программирования) и разработке обучающей системы для реализации этого подхода. Вопрос подготовки специалистов в области информационных технологий по-прежнему остается актуальным, а разнообразие языков программирование настолько велико, что далеко не всегда удается угадать, какой из них будет востребован в профессиональной деятельности. По мнению авторов, применение указанного подхода позволит видеть общие элементы и находить синтаксические различия языков программирования, следовательно, упростить и ускорить их освоение

13. Топоровский, В. П. Развитие профессиональной компетентности руководителя как условие эффективного управления образовательной организацией / В. П. Топоровский, А. Е. Марон, Н. А. Ермейчук. - Текст : электронный // Человек и образование. – 2021. - № 3(68). – С. 34-39. - URL : https://iuorao.ru/files/journal/%D0%A7%D0%98%D0%9E3-21/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.pdf  (дата обращения : 19.10.2021).
Аннотация: В статье рассматриваются ключевые навыки и компетенции, которыми следует обладать успешному управленцу образовательной организации. На основе анализа современных тенденций развития образования подтверждается необходимость формирования и развития педагогической компетентности у руководителей школ, колледжей, техникумов и других учреждений. Также обращается внимание на важность неформального образования в подготовке руководителей для организации эффективной работы и плодотворного взаимодействия со всеми субъектами образовательных отношений.

14. Шишарина, Н. В. Гигиеническая оценка образовательных программ в период пандемии / Н. В. Шишарина, Т. А. Ромм, П. О. Иноземцев. - Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. – 2021. - № 4. – С. 99-105. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46520090&  (дата обращения : 21.10.2021).
Аннотация: В 2020 году Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Для предотвращения распространения вирусной инфекции во всех регионах Российской Федерации был объявлен режим самоизоляции. В связи с чем 15 марта 2020 г. министерством образования было рекомендовано всем учебным заведениям перейти на дистанционное обучение. Это привело к необходимости изменения привычного образа жизни и адаптации к сложившимся условиям образовательной деятельности. Целью работы является анализ данных о влиянии дистанционного обучения на качество здоровья студентов.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2837764